Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Правовая компетентность и условия ее формирования
Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования. Автор: Безукладникова Инна Викторовна, учитель истории, обществознания экономики и права муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №2» г. Камень-на-Оби Алтайского края. Современное общество все больше осознает свою зависимость от качества правового образования, так как уровень и система юридических знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в социуме. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции структуры и содержания правового образования в школе одним из приоритетов объявлено формирование правовых компетенций. Но проблема заключается в том, что сама практика традиционного школьного обучения, основанного на принципе «выучим и запомним» противоречит сущности права. Право - прагматическая наука, которая зубрежкой терминов и статей законов не берется. Право живет в действии, в практике его применения. В связи с этим логика правового образования в наибольшей степени соответствует компетентностному подходу. Одной из приоритетных задач своей педагогической практики считаю создание реальных условий для формирования у школьников правовой компетентности на уроках и во внеурочное время. Правовая компетентность может быть определена как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. В соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования в школе правовая компетентность человека предполагает: • знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни; • умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; • способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур; • определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации; • умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; • готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем. Таким образом, в структуре правовой компетентности четко выделяются три компонента – когнитивный, деятельностный и мотивационный. Они, на мой взгляд, и определяют конкретные условия формирования правовой компетентности:
Поскольку основополагающим элементом правовой компетентности является способность решать проблемы, формирование правовых компетенций может быть спроектировано через учебные задания и учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем. Практика преподавания права в течение 8 лет показала нам, что наиболее адекватны и эффективны для реализации данного подхода технологии контекстного обучения: проблемное, интегрированное обучение, технология критического мышления, технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», методы и приемы интерактивного обучения. Методы и приемы названных технологий позволяют формировать отдельные компоненты правовой компетентности. Но для полноценного правового образования обязательным и необходимым условием является социальная практика. Создание и деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры – достаточно известные и продуктивные формы правового образования и воспитания. Только реальное включение учащихся в обсуждение и решение социально-правовых проблем способно сформировать у них социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления. Попыткой реализовать названный подход стала организация в МОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Камень-на-Оби «Школьной юридической консультации». Цель проекта - создание условий для профессиональной пробы старшеклассников, планирующих связать свою будущую профессию с юриспруденцией, а также расширение правового пространства школы. Практика деятельности в качестве представителя Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в образовательном учреждении подсказала нам организационную форму – юридическую консультацию. Во-первых, функционирование консультации удовлетворяет потребность участников образовательного процесса в правовой информации и решении конкретных ситуаций правового содержания, формирует такую сторону правовой компетентности, как практику обращения за юридической помощью. Во-вторых, участие в работе юридической консультации способствует профориентации учащихся профильных классов и формированию их правовой компетентности. В разработку и реализацию проекта «Юридическая консультация» включились учащиеся 10-х классов социально-экономического и социально-гуманитарного профиля. На начальном этапе работы по результатам собеседований и анкетирования были сформированы проектные группы, определены цели и задачи деятельности каждой группы, достигнуто соглашение о сотрудничестве со школьными СМИ (школьное радио и газета). На втором этапе было организовано изучение информационных ресурсов по правовой тематике, в том числе Интернет - Школьный сектор:
Участники консультации создали каталог информационно-правовых ресурсов школы. В настоящее время консультация действует уже в течение 1,5 лет. Группа осуществляет информационно-просветительскую и консультационную работу. Например, подготовлены материалы по защите прав ребенка в помощь классным руководителям для проведения классных часов, в школьной газете начали публикацию цикла статей «Дети и милиция», подготовлены поправки в Устав школы. Механизм функционирования юридической консультации достаточно простой: вопросы и предложения поступают в консультацию через редакцию школьной газеты, специальный почтовый ящик или передаются представителю Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (учителю права). Еженедельно проходит общая встреча участников консультации, на которой подводятся итоги ее работы, определяется объем и направление работы каждой группы на предстоящий период. Дальнейшая работа осуществляется учащимися в течение 1-3 недель непосредственно в группах, самостоятельно. Учитель при этом исполняет роль координатора работы групп, оказывает необходимую консультативную помощь и информационную поддержку. Оценивать результаты реализации проекта «Юридическая консультация» пока рано. Тем не менее, следует отметить растущий интерес к нему не только детей, но также родителей и педагогов. В 2007 году 8 выпускников школы, участников «Юридической консультации», поступили на юридический факультет в ВУЗы и отделение «Правоведение» в ССУЗ. Реализация проекта подтвердила предположение, что старшеклассникам необходима именно такая форма – практического характера, причём ребятам важно работать в команде, общаться со сверстниками в процессе выполнения конкретных нужных дел. Какие надпредметные проблемы могут быть решены средствами подобных социально-правовых проектов?
Во-первых, развивается особый тип мышления - критический. Каждый отдельный правовой случай требует многомерного рассмотрения. Способность видеть конкретную ситуацию через правовую норму и переносить правовую норму в конкретную ситуацию – способность, которая успешно формируется именно в сфере права. Во-вторых, развиваются особые языковые средства, в сфере права необходима развернутая аргументация, использование особых речевых оборотов, выстраивание сложных логических “цепочек”, особая правовая терминология. В-третьих, вырабатывается способность увидеть ситуацию как сложноорганизованную, в которой действуют полноправные участники. Необходимо умение встать на позицию другого, проанализировать ситуацию с различных точек зрения, при этом формируется “Я” собственное относительно “Я” других людей.
Таким образом, «Школьная юридическая консультация» в моей педагогической практике стала одним из важнейших условий формирования правовой компетентности учащихся. Важно, что при подобной организации работы с учащимися создаются условия и для овладения другими ключевыми компетенциями – информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой. Литература: 1. Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 64с. 2. Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007. – 200 с. 3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.// Народное образование. 2003. - №2. – с. 58-64. 4. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования: Материалы Всероссийской научно-правовой конференции. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.
|
Календарь | « Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|