Среда, 20.03.2019, 19:57Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя истории, обществознания и права

Безукладниковой И.В.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 308
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Статистика Яндекс
Яндекс.Метрика
Время жизни сайта

Правовая компетентность и условия ее формирования




Правовая компетентность учащихся
и условия ее формирования.

Автор: Безукладникова Инна Викторовна, учитель истории, обществознания
экономики и права муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №2» г. Камень-на-Оби Алтайского края.


  Современное общество все больше осознает свою зависимость от качества правового образования, так как уровень и система юридических знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в социуме. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции структуры и содержания правового образования в школе одним из приоритетов объявлено формирование правовых компетенций.
Но проблема заключается в том, что сама практика традиционного школьного обучения, основанного на принципе «выучим и запомним» противоречит сущности права. Право - прагматическая наука, которая зубрежкой терминов и статей законов не берется. Право живет в действии, в практике его применения. В связи с этим логика правового образования в наибольшей степени соответствует компетентностному подходу. Одной из приоритетных задач своей педагогической практики считаю создание реальных условий для формирования у школьников правовой компетентности на уроках и во внеурочное время.
Правовая компетентность может быть определена как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. В соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования в школе правовая компетентность человека предполагает:
  • знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;
  • умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
  • способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
  • определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;
  • умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
  • готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.

Таким образом, в структуре правовой компетентности четко выделяются три компонента – когнитивный, деятельностный и мотивационный. Они, на мой взгляд, и определяют конкретные условия формирования правовой компетентности:



    Поскольку основополагающим элементом правовой компетентности является способность решать проблемы, формирование правовых компетенций может быть спроектировано через учебные задания и учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем.
    Практика преподавания права в течение 8 лет показала нам, что наиболее адекватны и эффективны для реализации данного подхода технологии контекстного обучения: проблемное, интегрированное обучение, технология критического мышления, технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», методы и приемы интерактивного обучения. Методы и приемы названных технологий позволяют формировать отдельные компоненты правовой компетентности.
    Но для полноценного правового образования обязательным и необходимым условием является социальная практика. Создание и деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры – достаточно известные и продуктивные формы правового образования и воспитания. Только реальное включение учащихся в обсуждение и решение социально-правовых проблем способно сформировать у них социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления.
     Попыткой реализовать названный подход стала организация в МОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Камень-на-Оби «Школьной юридической консультации». Цель проекта - создание условий для профессиональной пробы старшеклассников, планирующих связать свою будущую профессию с юриспруденцией, а также расширение правового пространства школы. Практика деятельности в качестве представителя Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в образовательном учреждении подсказала нам организационную форму – юридическую консультацию. Во-первых, функционирование консультации удовлетворяет потребность участников образовательного процесса в правовой информации и решении конкретных ситуаций правового содержания, формирует такую сторону правовой компетентности, как практику обращения за юридической помощью. Во-вторых, участие в работе юридической консультации способствует профориентации учащихся профильных классов и формированию их правовой компетентности.
    В разработку и реализацию проекта «Юридическая консультация» включились учащиеся 10-х классов социально-экономического и социально-гуманитарного профиля. На начальном этапе работы по результатам собеседований и анкетирования были сформированы проектные группы, определены цели и задачи деятельности каждой группы, достигнуто соглашение о сотрудничестве со школьными СМИ (школьное радио и газета). На втором этапе было организовано изучение информационных ресурсов по правовой тематике, в том числе Интернет - Школьный сектор: null Участники консультации создали каталог информационно-правовых ресурсов школы.
    В настоящее время консультация действует уже в течение 1,5 лет. Группа осуществляет информационно-просветительскую и консультационную работу. Например, подготовлены материалы по защите прав ребенка в помощь классным руководителям для проведения классных часов, в школьной газете начали публикацию цикла статей «Дети и милиция», подготовлены поправки в Устав школы. Механизм функционирования юридической консультации достаточно простой: вопросы и предложения поступают в консультацию через редакцию школьной газеты, специальный почтовый ящик или передаются представителю Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (учителю права). Еженедельно проходит общая встреча участников консультации, на которой подводятся итоги ее работы, определяется объем и направление работы каждой группы на предстоящий период. Дальнейшая работа осуществляется учащимися в течение 1-3 недель непосредственно в группах, самостоятельно. Учитель при этом исполняет роль координатора работы групп, оказывает необходимую консультативную помощь и информационную поддержку.
Оценивать результаты реализации проекта «Юридическая консультация» пока рано. Тем не менее, следует отметить растущий интерес к нему не только детей, но также родителей и педагогов. В 2007 году 8 выпускников школы, участников «Юридической консультации», поступили на юридический факультет в ВУЗы и отделение «Правоведение» в ССУЗ. Реализация проекта подтвердила предположение, что старшеклассникам необходима именно такая форма – практического характера, причём ребятам важно работать в команде, общаться со сверстниками в процессе выполнения конкретных нужных дел.

     Какие надпредметные проблемы могут быть решены средствами подобных социально-правовых проектов?
Во-первых, развивается особый тип мышления - критический. Каждый отдельный правовой случай требует многомерного рассмотрения. Способность видеть конкретную ситуацию через правовую норму и переносить правовую норму в конкретную ситуацию – способность, которая успешно формируется именно в сфере права.
Во-вторых, развиваются особые языковые средства, в сфере права необходима развернутая аргументация, использование особых речевых оборотов, выстраивание сложных логических “цепочек”, особая правовая терминология.
В-третьих, вырабатывается способность увидеть ситуацию как сложноорганизованную, в которой действуют полноправные участники. Необходимо умение встать на позицию другого, проанализировать ситуацию с различных точек зрения, при этом формируется “Я” собственное относительно “Я” других людей.
Таким образом, «Школьная юридическая консультация» в моей педагогической практике стала одним из важнейших условий формирования правовой компетентности учащихся. Важно, что при подобной организации работы с учащимися создаются условия и для овладения другими ключевыми компетенциями – информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой.

Литература:
1. Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
2. Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007. – 200 с.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.// Народное образование. 2003. - №2. – с. 58-64.
4. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования: Материалы Всероссийской научно-правовой конференции. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.



Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Сайты
Поиск
Архив записей
Часы