Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

 

 

 

«Утверждаю»                              «Согласовано»                                           «Рассмотрено»

Директор ОУ                              зам. директора по УВР                      на заседании кафедры

______________                            __________________                                протокол №_____

«____»__________2009г.              «___»________2009г.                       «___»_________2009г.                

 

 

 

Учебная программа

по экономике

 для 10-11 класса

 

(социально-экономический профиль)

 

составлена учителем истории,

обществознания, права и экономики

МОУ «Лицей № 2»  г.Камень-на-Оби

Безукладниковой И.В.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Камень-на-Оби

2009 год.

Пояснительная записка.

                Учебная программа предназначена для изучения курса экономики в 10-11 классе на профильном уровне.  Настоящая программа содержит:

·         пояснительную записку, в которой отражены цели курса, особенности его изучения;

·         календарно-тематический план для 10 класса;

·         календарно-тематический план для 11 класса;

·         список литературы;

·         фрагмент типовой учебной программы профильного уровня.

 

 Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

·    развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

·    воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

·    освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

·    овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

·    формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

 

         При этом в 10 классе главной задачей является овладение основами экономической теории и изучение микроэкономических процессов, прикладная экономика. В 11 классе объектом изучения является макроэкономика.

Изучение курса рассчитано на 68 учебных часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе. При этом предусмотрено 9 часов резервного времени, 5 часов отводится на итоговое повторение.

         Изучение курса спланировано на основе модифицированной рационализаторской  программы.

По содержанию  программа является общеобразовательной, по структуре – концентрической (экономический блок изучается в составе курса обществознания в основной школе).

        

Учебная программа разработана на основе

·         БУП;

·         учебного плана МОУ «Лицей №2»;

·         федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике;

·         примерной типовой программы по экономике.

 

Модификация программы состоит в усовершенствовании уже существующей типовой программы – изменении её структуры, перегруппировке вопросов и тем, перераспределении учебных часов, обогащении компонентов методического аппарата за счет разработанных учителем дидактических, учебно-тренировочных и проверочных материалов, сценариев различных видов учебных игр, тренингов.

 Программа скорректирована с учетом межпредметных связей с историей, обществознанием, географией, правом, а также  познавательных возможностей учащихся 10-11  классов, в которых осуществляется преподавание данного курса.  Так, содержание тем «Государство и экономика», «Предпринимательство» частично является содержанием курса «Право», вопросы глобализации экономики рассматриваются также в курсе истории и обществознания. Данное обстоятельство обуславливает интегрированный подход к их изучению и высвобождает резервное время для более глубокого изучения других вопросов экономики.

       Содержание программы 11 класса дополнено оригинальными блоками «Особенности экономического развития Алтайского края» и «Экономическое развитие нашего города».

 

Учебно-технологическое обеспечение процесса реализации учебной программы:

·         учебник - Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. профильный уровень образования /Под ред. Иванова С.И. – в 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 2008.

·         тематическое планирование;

·         Образовательный комплекс  «1С:Школа. Экономика и право, 9-11 кл. Практикум»

·         разработанные учителем презентации уроков Microsoft PowerPoint;

·         коллекция видео- и аудио- фрагментов, электронных схем, таблиц, диаграмм, иллюстраций (из личной коллекции учителя);

·         наличие в учебном кабинете интерактивной доски, проектора, ПК, выхода в Интернет;

·         наличие персонального сайта учителя, где размещена дополнительная информация к урокам, обзорные мультимедиа презентации и презентации к отдельным урокам, тестовые задания и проч. (http://innvik.ucoz.ru/ );

·         проверочные и тестовые материалы, в том числе разработанные учителем на основе требований содержательной линии «Экономика» КИМов ЕГЭ и сориентированные на образовательные стандарты.

             

Не менее 25% учебного времени согласно типовой программе отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

·    работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

·    критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

·    решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

·    освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

·    применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

·    аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

·    написание творческих работ по экономическим вопросам;

·    подготовку к различным видам публичных выступлений;

·    решение проблемных, логических, творческих задач, в том числе тренировочных заданий КИМов ЕГЭ;

·         участие в дискуссиях, диспутах по актуальным социально-экономическим проблемам;

·         Осуществление учебно-исследовательской работы по социально-экономической  проблематике и др.

 

     Результаты вышеперечисленных видов самостоятельной работы учащихся, представленные в виде сообщений, рефлексий, эссе, решений задач и ситуативных заданий, тестов и проч., являются основой для диагностики и контроля. По итогам изучения каждого раздела осуществляется контрольное тестирование, задания которого разрабатываются на основе контрольно-тренировочных заданий содержательной линии «Экономика» ЕГЭ и КИМов ЕГЭ прошлых лет, либо устный зачет по контрольным вопросам к каждому разделу учебника.

Предусмотрена промежуточная аттестация в составе курса обществознания в виде экзамена в устной форме (согласно приказу по ОУ).

 

      Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Индикаторами их сформированности являются:

-   объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-   решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

-   применение математических знаний в экономической сфере;

-   применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-   умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-   поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-   выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-   работа с текстами экономического содержания различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

-   самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-   участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);           

-   пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/Понимать

·                 смысл основных теоретических положений экономической науки;

·                основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

·                приводить примеры:  взаимодействия рынков;  прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

·                 описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,   основные виды налогов, банковскую систему,  рынок труда,  экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

·                объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;  последствия инфляции;

·                сравнивать (различать):  спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,  организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

·               вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  экономические и бухгалтерские затраты и прибыль,  смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,  уровень безработицы;

·                применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                исполнения типичных экономических ролей;

·                решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

·                совершенствования собственной познавательной деятельности;

·                оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

·                осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

 

 

         Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии контекстного обучения: проблемное обучение, интегрированное обучение, технология критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы (круглый стол, дебаты, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении ключевыми компетентностями.

 

 

 

 

Календарно-тематический план

(10 класс):

 

Сроки

Раздел

Кол.час.

Тема занятия

Учеб. материалы

 

Примечание

Сентябрь

1. Предмет

 и метод экономической науки.

6

1.      Введение. Что означает термин «экономика».

2.      Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора.

3.      Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.

4.      Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки.

5.      Методы экономической науки.

6.      Что такое экономика?

(повторительно-обобщающий урок)

Введение

 

1.1

 

 

 

 

1.2

 

1.3

 

 

 

 

1.4

 

 

резюме

Эссе по темам (на выбор):

 

·         Понятийный диктант;

·         Решение тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный зачет (Контрольные вопросы с. 34)

 

Последняя неделя сентября – первая половина октября

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Системы хозяйствования.

6

7.      Способы решения фундаментальных проблем экономики.

8.      Административно-плановая система.

9.      Рыночная система.

10.  Рынок и его функции.

11.  Типы экономических систем: достоинства и недостатки.

12.  Смешанная экономика.

 

2.1

 

 

2.2

 

2.3

2.3-2.4

2.1-2.3

 

2.5

 

·         Тесты по теме «Типы экономических систем»;

·         Сравнительная характеристика типов экономических систем;

Тестирование

Контрольные вопросы с. 65.

 

Вторая половина октября-

первая уч. неделя ноября

 

 

 

 

 

 

3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

 

 

 

 

 

6

13.  Спрос и закон спроса.

14.  Предложение и закон предложения.

15.  Рыночное равновесие.

16.  Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

17.  Воздействие внешних факторов не рыночное равновесие.

18.  Дефицит и избыток.

3.1

3.2

 

3.3

 

3.4

3.5

 

3.5

·         Словарная работа по теме раздела;

·         Индивидуальные доклады и сообщения;

Ситуативные задачи;

Вторая половина ноября-первая неделя декабря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Эластичность спроса и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

19.  Ценовая эластичность спроса.

20.  Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

21.  Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

22.  Ценовая эластичность предложения.

23.  Практическое применение теории эластичности.

24.  Решение задач.

4.1

4.2

 

4.3

 

4.4

 

4.5

 

 

 

·         Индивид. сообщения «Странички экономической истории»;

Тесты по теме раздела.

декабрь

 

 

5. Поведение потребителя

7

25.  Общая и предельная полезность.

26.  Правило максимизации полезности.

27.  Кривые безразличия.

28.  Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

29.   «Как рассчитывается стоимость потребительской корзины, потребительский бюджет и потребность семьи в деньгах?» (практикум)

30.  Индивидуальный и рыночный спрос.

31.  Рациональный потребительский бюджет, или социально зрелая семья (деловая игра).

5.1

 

5.2

5.3

5.4

 

 

доп. литер.

 

 

5.5

 

доп. литер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТИРОВАНИЕ

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Фирма. Производство и  издержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

32.  Современная фирма.

33.  Продукт фирмы.

34.  Бухгалтерские и экономические издержки.

35.  Как изменяются издержки фирмы.

36.  Решение задач по теме «Издержки фирмы». Анализ.

37.  Какой размер фирмы считать оптимальным?

38.  Прибыльное производство  (деловая игра).

6.1

6.2

6.3

 

6.4

 

 

6.5

Эл. учебник

 

Февраль

 

 

7. Предпринима-тельство.

 

7

39.  Понятие предпринимательства.

40.  Организационно-правовые формы предпринимательства.

41.  Акционерная компания (деловая игра).

42.  Менеджмент и его функции.

43.  Маркетинг и его основные элементы.

44.  Практикум «Как принимаются управленческие решения?»

45.  Тестирование по темам 6-7.

7.1

7.2

 

 

 

7.3

7.4

 

·         Участие в ОДИ «Организация фирмы»;

·         Анализ текста «Маркетинг» (письменно);

·         тестирование.

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Деньги и банковская система

 

 

6

46.  Роль денег в рыночной экономике.

47.  Формы денег.

48.  Банки. История банковского дела.

49.  Операции коммерческих банков (деловая игра).

50.  Банковская система. Центральный банк и его функции.

51.  Повторительно-обобщающий урок.

8.1

 

8.2

8.3

8.3

 

8.4

Инд. сообщения

 

 

 

Эл. учебник

 

 

 

 

 

 

 

Устный зачет

Апрель

9. Рынки факторов производства и распределения доходов.

6

52.  Особенности рынков факторов производства.

53.  Рынок труда и заработная плата.

54.  От чего зависит размер заработной платы.

55.  Рынок землепользования и земельная рента.

56.  Капитал и процент.

57.  Повторительно-обобщающий урок.

9.1

 

9.2

9.2

 

9.3

 

9.4

 

 

 

Май

10. Конкуренция и рыночные структуры.

6

58.  Типы рыночных структур.

59.  Совершенная конкуренция.

60.  Монополия.

61.  Олигополия.

62.  Монополистическая конкуренция.

63.  Конкуренция фирм (деловая игра).

10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

Эл. учебник

 

Резерв

 

5

Страницы экономической истории. Повторительно-обобщающие уроки.

Доп. литера-тура

 

 

Всего часов

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

(11 класс):

Сроки

Раздел

Кол.час.

Тема занятия

Учеб. материалы

 

Примечания

Сентябрь

1. Валовой внутренний продукт и национальный доход.

7

1.      Микроэкономика и макроэкономика

2.      Почему необходимо определять размер национального продукта.

3.      Валовой внутренний продукт.

4.      Чистый национальный продукт и национальный доход.

5.      Формирование располагаемого личного дохода.

6.      Номинальный и реальный ВВП.

7.      Повторительно-обобщающий урок.

 

11.1

 

11.2 - 11.3

 

11.4

 

11.5

 

11.6

М\медиа презентация

 

Контрольные вопросы с. 34.

·         Понятийный диктант;

·         Решение тестов.

 

Последняя неделя сентября – первая половина октября

 

 

 

 

 

 

 

2. Макроэконо-мическое равновесие.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

8.      Доход, потребление и сбережения.

9.      Сбережения и инвестиции.

10.  Мультипликатор.

11.  Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка.

12.  Процентная ставка и равновесие на денежном рынке.

13.  Общее равновесие на товарном и денежном рынках.

 

12.1

 

12.2

12.3

12.4

 

12.5

 

12.6

 

 

·         Анализ статистики, графиков, диаграмм (устный);

·         Оценочные суждения;

Контрольные вопросы с. 74-75.

·         Понятийный диктант;

Тесты по теме раздела;

Вторая половина октября-

первая уч. неделя ноября

 

 

 

 

3. Экономический цикл, занятость и безработица..

7

14.  Экономический цикл.

15.  Механизмы экономического цикла.

16.  Решение задач по теме «Экономический цикл».

17.  Занятые и безработные.

18.  Причины и формы безработицы.

19.  Последствия безработицы.

20.  Государственное  регулирование занятости

13.1

13.2

 

13.3

13.4

13.5

13.6

 

 

 

 

 

 

Эл. учебник

 

 

экскурсия в службу занятости

Вторая половина ноября-первая неделя декабря

 

 

 

 

 

 

4. Инфляция.

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

20.  Определение инфляции и ее измерение.

21.  Причины инфляции.

22.  Формы инфляции.

23.  Последствия инфляции для различных социальных групп населения.

24.  Кривая Филипса.

25.  Решение задач по теме «Инфляция».

14.1

 

14.2

14.3

 

14.4

 

14.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирование.

декабрь

 

 

5. Экономический рост.

6

26.  Содержание экономического роста.

27.  Измерение экономического роста.

28.  Производственная функция и факторы роста.

29.  Экстенсивные и интенсивные факторы роста.

30.  Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце ХХв.

31.  Решение задач по теме «Экономический рост».

15.1

 

15.2

 

15.3

 

15.4

 

15.5

Эл. учебник

Январь- начало февраля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Экономика и государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

32.  Экономические задачи государства.

33.  Бюджетно-финансовая политика.

34.  Кредитно-денежная политика.

35.  Роль государства в стимулировании экономического роста.

36.  Государственный бюджет.

37.  Государственный долг.

38.  Деловая игра «Подготовка проекта государственного бюджета».

39.  Тестирование по теме «Экономика и государство».

16.1

 

16.2

16.3

 

16.4

 

 

презентация

16.5

 

·         Сравнительная характеристика «Роль государства в рыночной и командной экономике» ( письменно);

·         Тесты по теме «Роль государства в рыночной экономике»

Февраль

 

 

7. Международная торговля и валютный рынок.

 

6

40.  Мировое хозяйство.

41.  Международная торговля.

42.  Внешнеторговая политика.

43.  Валютный рынок.

44.  «Валютный курс рубля». Практикум

45.  Международные экономические отношения (деловая игра).

17.1

17.2

17.3

17.4

 

 

 

·         Круглый стол «Внешняя торговля России: тенденции и противоречия»;

·         Понятийный диктант;

·         Тесты;

·         Творч. работа

Оценочные суждения;

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Международное движение капиталов. Экономическая интеграция.

 

 

6

46.  Международное движение капиталов.

47.  Платежный баланс.

48.  Платежный баланс России.

49.  Международная экономическая интеграция.

50.  Решение ситуативных задач.

51.  Тестирование по темам 7-8.

18.1

 

18.2

18.2

18.3

Анализ педагогически адаптированного текста «Россия и экономическая глобализация».

Апрель

9. Экономика современной России.

7

52.  Рыночные преобразования в России в 90-е гг. ХХ в.

53.  Содержание рыночных преобразований на современном этапе экономического развития России.

54.  Потенциал России и возможности экономического роста.

55.  Особенности экономического развития Алтайского края.

56.  Перспективы экономического развития нашего региона.

57.  Экономическое развитие нашего города: вчера, сегодня, завтра.

58.  Деловая игра «Перспективы экономического развития малого города».

19.1

 

19.2

 

 

 

19.3

 

 

Доп. литера-тура

Презентация творческих групп

Май

Итоговое повторение

5

59-64.    Повторение

Экономическая наука, ее предмет. Понятие экономической системы. Типы экономических систем. Эволюция экономических систем.

Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы и объекты  собственности.

 

Обзор-ные презен-тации по курсу

 

 

Резерв

 

4

·         Страницы экономической истории.

·         Предполагается организация тестирования с подробным анализом ошибок

 

 

 

Всего часов

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Акимов Д.В.Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для общеобразоват. учрежд. – М. Вита-пресс, 2008.
  2. баранов п.а. обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГэ. «экономика» - м.: аст: астрель, 2009.
  3. Кашанина Т.В., кашанин А.В. право и экономика: учебное пособие для 10-11 кл. школ гуманитарного профиля. В 2-х кн./российский фонд правовых реформ. – м.: изд. дом «Новый учебник», 2004.
  4. Липсиц И.В.. Экономика: Базовый курс: учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.
  5. ПрутченкоВ А.С., Райзберг Б. Г. практическая экономика: методические разработки экономических практикумов и деловых игр. – М., 1993.
  6. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. «Уроки экономики в школе. 10 класс. Методическое пособие» - М: Вита-Пресс,2003.
  7. соловьева и.б. тесты по основам экономики: пособие для старшеклассников и абитуриентов – м.: аркти-мипкро, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФРАГМЕНТ Примерной программы

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)  общего образования

по ЭКОНОМИКЕ (профильный уровень)

 

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

·                  основные концепции экономики;

·                  микроэкономика;

·                  макроэкономика и международная экономика;

·                  прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения в экономической сфере и помогут осознанно выбрать будущую специализацию.

Результаты обучения позволят сократить объем и усилить общепрофессиональную подготовку в высших и средних специальных образовательных учреждениях.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  (140 час)

 

Часть 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ  (11 час)

 

Введение в экономику (2 час)

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика.

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ и ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (4 час)

            Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические  и неэкономические (свободные) блага.  Проблема выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки).

            Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль.

                       

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ОБМЕН, АБСОЛЮТНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА (3 час)

Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Почему торговля рождает богатство. Абсолютные и сравнительные преимущества. Выгоды добровольного обмена. Условия взаимовыгодной и безубыточной торговли.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, СОБСТВЕННОСТЬ,

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И СТИМУЛЫ (2 час)

Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем.

Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности.

 

            Часть 2.         МИКРОЭКОНОМИКА  (38 час)

 

Раздел I. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 час)

 

СПРОС (4 час)

Понятие рынка. Рынок одного товара.

Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы, формирующие спрос.

             Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага. Товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестная эластичность спроса.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 час)

Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии.

 

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ (2 час)

Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке.

 Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос.

 

 

Раздел II. ФИРМА. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА (8 час)

 

бухгалтерскИЕ и экономическИЕ издержки И прибыль (3 час)

Фирма в экономической теории. Цели фирмы.

Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления.  Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки.

 

ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА (5 час)

Фирма как производственная функция. Производительность ресурсов (факторов производства). Производительность труда. Измерение и факторы производительности труда.

Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи.

Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные издержки. Кривые издержек в краткосрочном периоде. Обоснование формы кривых издержек. Эффект масштаба.

Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.

 

 

Раздел III. ОТРАСЛЬ. КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ (10 час)

 

Совершенная конкуренция (3 час)

            Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Рынки, близкие к совершенной конкуренции.

 

МОНОПОЛИЯ (3 час)

Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий.  Монополии в России.

Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Социальная цена монополии. Условие прекращения производства монополией. Цена, издержки и эластичность спроса на монопольном рынке. Ценовая дискриминация.

 

 

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ. Антимонопольное законодательство (4 час)

Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель).

            Природа монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.           Рыночная власть покупателей. Монопсония. Простейшая модель монопсонии. Особенности ценообразования в условиях монопсонии.

Количественные методы оценки структуры рынка. Коэффициент Лернера. Измерение уровня концентрации в отрасли.

Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков. Эволюция взглядов на монополию и антимонопольную политику. Российское антимонопольное законодательство.

 

 

Раздел IV. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (6 час)

 

РЫНОК ТРУДА (3 час)

Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.

 

РЫНКИ КАПИТАЛА И ЗЕМЛИ (3 час)

Понятия капитала и рынка капитала. Процент как цена капитала. Дисконтирование. Приведенная стоимость. Смысл ставки дисконтирования и ее выбор. Цена капитала.

Рынок земли (природных ресурсов). Цена земли. Земельная рента.

 

 

Раздел V. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (6 час)

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА (2 час)

Понятия несостоятельности рынка и государства.

            Общественные блага и услуги, их свойства. Чистые общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость. Классификация благ по характеру получения и по характеру потребления.         

Источники финансирования чистых общественных благ. Эффективность общественных благ. Государственный механизм и принятие общественных решений. 

 

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (2 час)

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные издержки. Экономический подход к экологии. Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ (2 час)

Доходы населения и их источники. Дифференциация доходов. Опасность выравнивания доходов. Последствия сильной дифференциации доходов.

Измерение неравенства доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

 

 

Часть 3. МАКРОЭКОНОМИКА и МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (39 час)

 

Раздел I. ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ (11 час)

 

ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (1 час)

Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы.

Агрегирование. Макроэкономические агенты и  макроэкономические рынки.

Кругооборот расходов и доходов.

 

Валовой Внутренний продукт (4 час)

Понятие системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения.

Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды. Теневая экономика.

Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

 

СОВОКУПНЫЙ СПРОС  И  СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3 час)

Совокупный  спрос. Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

Совокупное предложение. Причины положительного наклона кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.

Классическая модель. Закон Сэя. Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

 

ДЕНЬГИ и банки (3 час)

Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Денежные агрегаты.

Банки. История банковского дела. Операции коммерческих банков.  Российские коммерческие банки.

            Банковская система. Центральный банк и его функции.

 

 

Раздел II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (11 час)

 

ИНФЛЯЦИЯ (3 час)

Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция.

Последствия и издержки инфляции.

 

БЕЗРАБОТИЦА (3 час)

Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП.

Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ (3 час)

Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. 

Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ (2 час)

Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины экономических циклов. Фазы цикла.

 

 

 

Раздел III. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА (7 час)

 

ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА (3 час)

Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности.

 

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (4 час)

Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России.

Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.

 

 

Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (10 час)

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (4 час)

Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле.

            Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии.

            Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ (4 час)

Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (2 час)

Понятие глобализации, ее выгоды и риски.

Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие.

 

 

Часть 4. ПРИКЛАДНАЯ  ЭКОНОМИКА (38 час)

 

Раздел I. бИЗНЕС (16 час)

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (2 час)

Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике.

            Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство.

 

ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ  (4 час)

Юридические лица. Некоммерческие  предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес.

 

МЕНЕДЖМЕНТ (4 час)

Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента. Механизмы координации.  Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль.

 

МАРКЕТИНГ (4 час)

Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга.  

Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка.

Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.

 

БИЗНЕС-ПЛАН (2 час)

Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования.

 

 

Раздел II. ФИНАНСЫ (10 час)

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕСА. ЦЕННЫЕ БУМАГИ (6 час)

Финансы и финансовые институты. Основной и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и внешние.

Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и муниципальные облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций.

Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок. Стоимость фирмы. Защита интересов вкладчиков. Паевые (взаимные) фонды.

 

 

СТРАХОВАНИЕ (2 час)

Сущность страхования. Формы и виды страхования. Страховые услуги. Основные понятия страхования. Страхование в России.

 

УЧЕТ (2 час)

Учет: структура и основные понятия. Принципы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность. Бюджет (смета).

 

 

Раздел III. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА (8 час)

 

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (4 час)

Краткая экономическая история России до 1917 года. Административно-командная экономика Советского Союза. Попытки реформирования советской экономики.

Старт рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация и институциональные преобразования. Первые результаты и социальная цена реформ.

 

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА (4 час)

Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика. Стратегия роста.

 

Резерв учебного времени 18 часов.