Элективные курсы Летней школы: из опыта работы.
Информация об авторах:
Безукладникова Инна Викторовна, учитель истории, обществознания, экономики и права МОУ «Лицей №2» г. Камень-на-Оби Алтайского края.
Артеменко Анна Рейновна, учитель математики МОУ «Лицей №2» г. Камень-на-Оби Алтайского края.
В концепции модернизации российского образования четко определены новые приоритеты образования: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». Учебно-воспитательную работу в МОУ «Лицей №2» г. Камень-на-Оби мы, педагоги, направляем на формирование социально-зрелой личности ученика, который проявляет интерес к собственному «я» и стремится к саморазвитию и самоопределению. Считаем, что данная задача может быть решена на основе создания свободной социально-развивающей образовательной среды.
В течение ряда лет у нас формируется опыт создания условий для формирования и развития ключевых компетенций школьников и совершенствования собственной педагогической компетентности в условиях Летней школы.
Что такое Летняя школа?
В условиях перехода к профильному обучению педагоги нашего лицея искали возможные формы и условия профильной практики старшеклассников. Авторы и разработчики идеи Летней школы для десятиклассников – педагоги кафедры общественных наук и культуры МОУ «Лицей № 2» (Гулеич Л. Ю., Безукладникова И. В. и др.).
Работа ежегодной Летней школы организуется в течение 2-х недель в июне. Занятия Летней школы посещают десятиклассники лицея, обучающиеся в социально-экономических, информационно-математических и универсальных классах. Посещение занятий Летней школы добровольное и бесплатное. Наш лицей функционирует в условиях малого города, где возможности организации продуктивного летнего отдыха старшеклассников крайне ограниченны. В связи с этим Летнюю школу мы позиционируем не только как дополнительную образовательную возможность, но и как форму организации досуга подростков летом.
Элективные курсы Летней школы разрабатываются учителями на основе образовательных потребностей старшеклассников с учетом профилей, реализуемых в лицее, программы курсов рассматриваются и утверждаются Методическим советом лицея.
Ознакомление будущих учеников Летней школы с содержанием предлагаемых им курсов и организационными вопросами обычно осуществляется в апреле. Методическая служба и издательский центр лицея изготавливают и распространяют яркие рекламные буклеты с информацией о Летней школе и аннотациями предлагаемых курсов, фрагментами отзывов участников предшествующих сезонов школы. Также силами учителей и одиннадцатиклассников, выпускников предыдущего сезона Летней школы, организуется творческая презентация предстоящей Летней школы.
Участие учителей в работе Летней школы исключительно добровольное. Какова мотивация учителей лицея к подобной деятельности? Во-первых, в лицее есть коллектив единомышленников, активно занимающийся внедрением инноваций в учебный процесс. Во-вторых, в работу Летней школы включаются учителя, работающие на параллели 10-х классов конкретного учебного года, заинтересованные в развитии личностных качеств и совершенствовании ключевых компетенций данной группы школьников в преддверии выпускного класса. Поскольку в лицее с 2008г. действует НСОТ, работа учителей в Летней школе также поощряется в составе стимулирующей части оплаты труда согласно Положению об оценке результативности профессиональной деятельности, действующему в МОУ «Лицей №2».
Дети, записываясь в Летнюю школу, выбирают то, что интересно и полезно лично им из курсов, разработанных учителями: «Живой английский», «Химия в профессии», «Методика публичного выступления», «Английский без трудностей», «Аргументы и факты», «Формирование ключевых компетенций средствами математики», «Юридическое путешествие», «Хочу работать», «Реклама – двигатель торговли», «Админ может все!», «Школа вожатых» и др. Обычно каждый десятиклассник выбирает 2-3 курса для посещения. В целом, учитывая принцип добровольности, Летнюю школу посещают 65-80% десятиклассников. Расписание составляется для учебных групп (6-12 человек) таким образом, чтобы ребята максимально могли поучаствовать в работе выбранных ими курсов. Практика показала, что график работы учебных групп должен быть относительно свободным. В среднем занятие группы продолжается 30-50 минут.
Замысел многих курсов рождается из анализа реальных учебных и социально-психологических проблем десятиклассников, испытывавших особые затруднения при выполнении заданий, требующих осмысления фактов, аргументированного выражения собственной позиции по конкретным проблемам, приведения примеров в обоснование собственной точки зрения. Поэтому ребята осознанно включаются в учебную деятельность, занятия отличаются высоким уровнем продуктивности, обратной связью. Летняя школа отличается от обычной школы большей неформальностью в отношениях учителей и учеников, где и те, и другие в течение двух июньских недель раскрываются по-новому. Общее наше настроение о первом сезоне Летней школы (2008г.) выразили сами учащиеся: «Уроки закончились, а в школу хочется!».
Желание познать себя как субъекта математической деятельности проявилось у учащихся десятых профильных классов летом 2009г. в изучении курса «Формирование ключевых компетенций в математической деятельности», рассчитанного на 28 учебных часов. Курс выбрали 63% учеников десятых классов информационно-математического, социально-экономического и гуманитарного профилей.
Основная цель курса – помочь учащимся овладеть учебно-познавательной компетентностью как фактором успешности в учебе и готовности к продолжению образования.
Задачи курса:
- мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельность и, на реализацию своих возможностей и интересов.
- создать условия для выработки каждым учеником определенных компетенций.
Прежде всего, учащиеся были ознакомлены с содержанием понятий «компетенция» и «компетентность». Рассмотрев классификацию ключевых компетенций А.В. Хуторского, ученики поняли, какие умения формирует каждая из семи ключевых компетенций, и что формирование компетенций происходит в деятельности. Естественно, первый вопрос, который поставили учащиеся, посвящен математической компетентности. Проследим динамику становления предметной компетенции. Для определения понятия «математическая компетентность» была организована работа в группах, в результате которой пришли к выводу, что «математическая компетентность» - это общие математические способности и умения включающие: математическое мышление, письменную и устную аргументацию, постановку и решение проблемы, математическое моделирование, умение изобре6тать, догадываться, использование математического языка.
Учащиеся получили задание поработать над содержанием компетентности в математической деятельности. Объединив работу групп, получили, что компетентность в математической деятельности включает: свободную ориентацию в базовых математических понятиях, умение прогнозировать и оценивать полученный результат, умение создавать простейшие математические модели, применять приемы решения математических задач в различных областях знаний, умение работать с различными видам и информации.
Учащимся было предложено выбрать любую образовательную задачу (или сформулировать свою) и решить ее как математическую задачу. При решении этой проблемы вводится понятие «математическая грамотность», включающая умения: распознавать проблемы, решаемые средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы математическими методами; интерпретировать полученные результаты; формулировать и записывать решение.
Всем учащимся предлагается решить задание. Дана возможность работать в паре, группе или индивидуально. Ученики, оформляют письменную работу, демонстрируют математическую грамотность, тем самым представляют себя через письменную работу.
Знакомство с критериями оценивания заданий ЕГЭ осуществлялось на примере демонстрационного материала. В решении заданий были выделены те шаги, которые требуют аргументации. После решения заданий группы «С» КИМОВ ЕГЭ учащимся предложено поменяться работами и рассмотреть их с позиций эксперта, поставить оценки в баллах. Ученики с удовольствием выполняют роль эксперта, обсуждают целесообразность обоснования очередного шага решения. Создаются условия для формирования учебно-коммуникативных умений. Предполагается ролевая деятельность: «я-решатель», «я провожу самоанализ», «я-эксперт». Ученики выполняют задание самостоятельно. При этом формируется умение производить самооценку своей деятельности. Предлагаем учащимся решить одну и ту же задачу и представить ее решение. Ученики задают вопросы выступающему, выбирают те, которые стимулируют и направляют ход мышления. Умение задавать вопросы - необходимое условие для формирования коммуникативной компетенции.
Рассмотрим динамику формирования учебно-познавательной компетенции.
Знакомим учащихся с учебно-управленческими умениями, обеспечивающими планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной деятельности. Даем возможность проанализировать свою аттестационную работу за курс 10 класса, применяя учебно-управленческие умения и определить, каких умений выработано недостаточно для организации своей деятельности в промежуточной аттестации. Ученики планируют действия, анализируют собственную деятельность. Делают вывод, что для организации работы нужны учебники, справочники; необходимо контролировать время, составлять план работы, бороться с волнением, иметь твердые знания (этих умений недостаточно).
Что надо понимать под учебно-информационными умениями? Учебно-информационные умения - умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач: умение работать с текстами; умение работать с реальными объектами как источниками информации; умение использовать различные виды моделирования. Предлагаем учащимся найти задания для работы с различными видами информации. Они находят их и решают текстовые задачи, задания на построение и чтение графиков. Приводят примеры применения этих умений в области физики, химии, русского языка.
На следующем этапе отрабатываем учебно-логические умения:
- умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач:
а) умения, соответствующие основным методам и формам мышления:
- анализ и синтез; сравнение; обобщение и классификация; определение понятий; доказательство и опровержение;
б) умения, соответствующие методам и формам творческого мышления:
- определение (постановка) и решение проблем.
Для демонстрации этих умений ученики выбирают трудные задания, решают их, анализируют собственную деятельность.
Для формирования компетенции личностного совершенствования, предлагаем ученикам, обучающимся по информационно-математическому профилю выбрать задания для самостоятельного решения, представить решение заданий и прокомментировать этапы решения, провести анализ собственной деятельности. Учащимся социально-гуманитарного профиля - подготовить сообщения о значимости математики в жизни культурного человека.
Последнее занятие проводим в форме конференции, посвященной реализации проекта. На конференции ученики представили сообщение «Значение математики в жизни каждого человека», «Как воспитать в себе образовательные компетенции в процессе математической деятельности». Приведу фрагменты некоторых рефлексий учащихся, из которых ясно, что такая форма работы их заинтересовала:
«Последние три дня были очень продуктивные для меня. Я работала над слайд-презентацией. Я поняла, что для того, чтобы что-то сделать, нужно быть компетентным в этом вопросе. Для того чтобы решить выбранное уравнение, я должна была вспомнить какие виды уравнений бывают. Какими способами их можно решать. Я сумела найти, переработать информацию, перенести ее для решения своей учебной задачи. Я сумела обеспечить себе четкий план решения. Сделала вывод, что я свободно ориентируюсь в базовых математических понятиях, благодаря чему и сумела решить сложное уравнение.
А сегодня я работала над совершенствованием своего «я». Я развивала учебно-управленческую, учебно-информационную и учебно-логическую компетенции. Я сумела использовать данную мне информацию для решения сложного тригонометрического уравнения. Стала более организованной и дисциплинированной» ( Гаевая Рита)
«Сегодня я смогла показать себя окружающим, я смогла продемонстрировать свои умения работать с интерактивной доской и с очень трудным задание из ЕГЭ. Я стала более уверенной в своей силе, что смогу сдать ЕГЭ успешно. Я считаю, что стала более компетентной в своей деятельности, смогу распланировать, проанализировать, проконтролировать и организовать свои действия. Надеюсь, что на протяжении всего 11 класса у нас будут такие конференции. Ведь некоторые люди нуждаются в таких выступлениях перед аудиторией. Лично я рада, что выступила и что мое выступление было оценено». (Сундеева Катя)
«На сегодняшнем занятии
Поняла я, как важна
В жизни нашей математика,
Пригодится мне она.
Думаю, формирование
Компетенций ключевых
Не оставит без вниманья
И ленивый ученик
Развивать в себе способности
Должен каждый и всегда.
Компетенция поможет, вам
Стать успешным без труда.
Я надеюсь, что получится
Компетентной в жизни стать.
Математика наука
Будет в этом помогать. (Бас Света)
Сходные задачи удалось решить и средствами других курсов Летней школы, в частности в рамках реализации курса «Юридическое путешествие». Идея курса «Юридическое путешествие» - плод совместных исканий и раздумий со старшеклассниками над проблемой повышения эффективности учебных занятий по праву. Курс, по сути, стал интегрированным – учебные задачи предполагалось решать средствами и методами информатики и общественных дисциплин. Курс был рассчитан на 10 часов. В структуре курса четко выделяются 3 тематических блока:
1. Информационно-правовое пространство школы.
2. Информационно-правовое пространство Интернет.
3. Правовое пространство города Камень-на-Оби.
Курс был спланирован как практико-ориентированный. В связи с этим были предусмотрены активные и интерактивные формы занятий, применение ИКТ, тренинги, экскурсии-беседы с последующим анализом. Значительное внимание уделялось рефлексивной деятельности ребят. Занятия курса посещали 23 старшеклассника.
На первом этапе было организовано виртуальное юридическое путешествие - изучение информационных ресурсов по правовой тематике, в том числе Интернет. На этом этапе ребята овладевали способами поиска, обработки, систематизации и структурирования необходимой правовой информации. Параллельно посещая занятия курса «Формирование ключевых компетенций в математической деятельности» учащиеся уже имели представление о ключевых компетенциях и осознавали цель и смысл предлагаемых учителем заданий-задач.
Самостоятельно сформировав рабочие группы и выбрав «правовой маршрут», десятиклассники выполняли в школьной медиатеке творческие задания. Например:
1. Тремя способами найдите определения понятий: коммандитное товарищество, негаторный иск, коллизия.
2. Составьте список Интернет-ресурсов для доклада по теме «Отношение к смертной казни в российском обществе».
3. Составьте список полезных правовых ссылок для потребителя.
4. Подберите в Интернет иллюстративный ряд к докладу «Президент Российской Федерации».
5. Подготовьте презентацию «Защита права собственности», используя ресурсы Интернет и справочную литературу.
Участники курса овладели механизмом поиска правовой информации в сети Интернет, создали для себя мини-каталоги информационно-правовых ресурсов для изучения курса обществознания и права в 11 классе. Но главное, они приобрели ценнейший опыт самостоятельной работы в микрогруппе, опыт преодоления межличностных конфликтов, опыт планирования своей деятельности.
Наибольший интерес у ребят вызвали реальные юридические путешествия – экскурсии в различные правоохранительные органы родного города. Подготовка к экскурсии включала в себя краткое теоретическое знакомство с объектом посещения, согласование целей посещения, подготовку к интервьюированию, беседам с сотрудниками. Подготовка, сама процедура экскурсии и последующая рефлексия стали мощным средством формирования социальной компетентности старшеклассников.
Итоговое занятие курса прошло в форме круглого стола по теме «Правовое пространство нашей школы: проблемы и перспективы». Цель круглого стола - выявление сегментов правового пространства школы, нуждающихся в коррекции, развитии средствами социально-правового проектирования, генерация идей для исследовательских и социальных проектов на следующий учебный год.
В 2009 году одиннадцатиклассники, выпускники Летней школы-2008, провели интересную презентацию для десятиклассников, заразив их идеей нового сезона Летней школы. И она вновь состоялось в стенах нашего лицея и в 2009г., и в 2010г. Теперь уже можно сказать, что Летняя школа - традиция лицея №2 г. Камень-на-Оби.
В процессе подготовки к Летней школе-2009 у десятиклассников возникла идея работы над темой «Реклама», замысел показался интересным и нам – курс явно предполагал метапредметный деятельностный характер и продуктивные условия для развития ключевых компетенций. Была разработана программа, одобренная методической службой лицея, ребята подобрали иллюстративный, видео- и аудиоматериал. Так родился еще один курс «Реклама-двигатель торговли». Курс оказался максимально спроецирован на личность каждого участника, его образовательные запросы, особенности характера, темперамента. Занятия, в ходе которых ребята узнали как, для чего и кем создается реклама, как она воздействует на потенциального потребителя, были построены в форме тренингов, интерактивных упражнений, кейс-стади. До 70% объема времени в рамках занятий было отведено для реализации творческих идей и социальной практики. Участники курса пробовали себя в роли менеджеров, рекламщиков–концептуалистов, авторов рекламных слоганов, создателей наружной рекламы, аудио- и видеорекламы и даже сотрудников правоохранительных органов, проверяющих рекламные продукты на соответствие нормам российского законодательства. Каждое занятие завершалось устной рефлексией, в ходе которой участники группы определяли свое ощущение от совместной деятельности, от пережитого участия в типичных социальных ситуациях, смоделированных учителем и участниками группы.
На торжественном закрытии Летней школы-2009 творческая группа представила продукты своей деятельности – шуточный рекламный аудиоролик и проект «Реклама лицея №2». Свое отношение к курсу участники выразили в письменной анкете:
· Само существование Летней школы уже можно назвать ценным. Знания, которые мы приобрели – это самое ценное, да и сама обстановка, свободное общение, свободный график;
· Курс «Реклама» самый значимый для меня, поскольку он сформировал потребность к саморазвитию, самосовершенствованию…
· Интересным было само построение уроков, могли собраться в группы по интересам. Попробовали себя в нестандартной практике;
· Хотелось бы, чтобы урок Летней школы был дольше, т.к. не все сделаешь, что хотелось бы...
Для третьего сезона Летней школы в 2010 был разработан курс «Аргументы и факты». Замысел курса родился из анализа реальных учебных и социально-психологических проблем десятиклассников, испытывавших особые затруднения при выполнении заданий по обществознанию, требующих осмысления социальных фактов, аргументированного выражения собственной позиции по конкретным проблемам, приведения примеров в обоснование собственной точки зрения. В качестве содержательной основы занятий были привлечены материалы СМИ, киноиндустрии, ситуации из школьной жизни в целях осознания учащимися того, что социальными фактами насыщена вся окружающая их социальная действительность. Было важно, чтобы учащиеся поняли, что эти социальные факты можно использовать при решении заданий-задач по обществознанию и другим общественным дисциплинам. Организационными формами занятий уже традиционно стали интерактивные упражнения, тренинги, способствующие развитию коммуникативной компетенции: «большой круг», «свободный микрофон», «живая линия», упрощенные дебаты и др.
Подводя итоги работы курса, ребята отметили, что подобные курсы способствуют формированию не только предметных знаний, но и позволяют совершенствовать себя как личность, дают возможность быть компетентнее и в других сферах.
Реализация курсов «Юридическое путешествие», «Реклама-двигатель торговли», «Аргументы и факты», «Формирование ключевых компетенций в математической деятельности» в рамках Летней профильной школы подтвердила предположение, что старшеклассникам для достижения целей социализации необходима именно такая форма занятий – свободного, непринужденного, практического характера. При подобной организации работы с учащимися и создаются условия для овладения ключевыми компетенциями – информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой и др.
Важно и то, что упражнения и задания, выполненные старшеклассниками в реализации описываемого опыта, не были малопонятными требованиями взрослого - выполнение их стало осознанной потребностью самоопределяющихся личностей.
Ключевые слова: элективные курсы, Летняя школа, компетенция.
Keywords: elective courses, Summer school, competence.
Литература:
1. Воровщиков С.Г.Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования //Завуч. Управление современной школой.-2007.-№6.-с.81-98.
2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. //Завуч. Управление современной школой. – 2008. -№1.- с.4-22
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. // Народное образование .– 2003. – №2. -с.58-64