Безукладникова И.В.Формирование социальной компетентности школьников в условиях Летней школы.//Антропологическая парадигма Новой школы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под ред. кафедры филологического образования АКИПКРО. - Барнаул: Концепт, 2011., с. 74-79.

В контексте антропологической парадигмы актуализируется проблема социализации школьников. В концепции социально-гуманитарного (обществоведческого) образования  и проекте фундаментального ядра содержания обществознания нового стандарта главной целью обществоведческого образования провозглашена социализация учащихся[1] – «процесс становления личности, в котором происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры».[2] В качестве измеряемого итога социализации в последние годы рассматриваются понятия социализированность и социальная компетентность.

Проблема формирования социальной компетентности школьников может быть решена на основе создания свободной социально-развивающей образовательной среды. Считаю, что для полноценного образования обязательным и необходимым условием является социальная практика. Тем не менее, работа по развитию социальной компетентности в рамках классно-урочной системы и жесткого расписания в течение учебного года не всегда дает желаемые результаты. 

В течение 3 лет у меня формируется опыт создания условий для формирования и развития социальной компетентности школьников и совершенствования собственной педагогической компетентности в условиях Летней школы.

Что такое Летняя школа?

В условиях перехода к профильному обучению педагоги нашего лицея усиленно искали возможные формы и условия профильной практики старшеклассников. Идея родилась на кафедре общественных наук и культуры МОУ «Лицей №2» – предложить десятиклассникам альтернативу летней производственной практике в виде Летней профильной школы. Летняя школа-2008 получила название «Хочу быть успешным!». Дети, записываясь в Летнюю школу,  выбирали то, что интересно и полезно лично им  из курсов, разработанных учителями – «Живой английский», «Химия в профессии», «Методика публичного выступления», «Английский без трудностей», «Формирование ключевых компетенций средствами математики», «Юридическое путешествие»  и др.[3]  Школа отличалась от обычной тем, что не было оценок и звонков, жесткого расписания и деления на классы. А что было? Большая неформальность в отношениях учителей и учеников, где и те, и другие в течение двух июньских недель раскрылись по-новому. Это была школа, где творчество учителя сочеталось с энтузиазмом учеников. Общее наше настроение в Летней школе-2008 выразили сами учащиеся: «Уроки закончились, а в школу хочется!».

Для Летней школы-2008 мне хотелось предложить ребятам такое направление деятельности, которое было бы одновременно и увлекательно, и максимально способствовало бы социализации, самоопределению, обретению личностных смыслов образования, развитию социальной компетентности.

Идея курса - плод совместных исканий и раздумий со старшеклассниками над проблемой повышения эффективности учебных занятий по праву. Мы сообща придумали название курса - «Юридическое путешествие». Курс, по сути, стал интегрированным – учебные задачи предполагалось решать средствами и методами информатики и общественных дисциплин. Курс был рассчитан на 10 часов. В структуре курса четко выделяются 3 тематических блока:

1.      Информационно-правовое пространство школы.

2.      Информационно-правовое пространство Интернет.

3.      Правовое пространство города Камень-на-Оби.

      Курс был спланирован как  практико-ориентированный. В  связи с этим были предусмотрены активные и интерактивные формы занятий, применение ИКТ, тренинги, экскурсии-беседы с последующим анализом. Значительное внимание уделялось рефлексивной деятельности ребят. Занятия курса посещали 23 старшеклассника.

         На первом этапе было организовано виртуальное юридическое путешествие - изучение информационных ресурсов по правовой тематике, в том числе Интернет. На этом этапе ребята овладевали способами поиска, обработки, систематизации и структурирования необходимой правовой информации. Самостоятельно сформировав рабочие группы и выбрав «правовой маршрут»,  десятиклассники выполняли в школьной медиатеке творческие задания. Участники курса овладели механизмом поиска правовой информации в сети Интернет, создали для себя мини-каталоги информационно-правовых ресурсов для изучения курса обществознания и права в 11 классе. Но главное, они приобрели ценнейший опыт самостоятельной работы в микрогруппе, опыт преодоления межличностных и производственных конфликтов, опыт планирования своей деятельности.

Наибольший интерес у ребят вызвали реальные юридические путешествия – экскурсии в различные правоохранительные органы родного города. Подготовка к экскурсии включала в себя краткое теоретическое знакомство с объектом посещения, согласование целей посещения, подготовку к интервьюированию, беседам с сотрудниками. Подготовка, сама процедура экскурсии и последующая рефлексия стали мощным средством формирования ключевых компетенций старшеклассников.

Итоговое занятие курса прошло в форме круглого стола по теме «Правовое пространство нашей школы: проблемы и перспективы». Цель круглого стола - выявление сегментов правового пространства школы, нуждающихся в коррекции, развитии средствами социально – правового проектирования,  генерация идей для исследовательских и социальных проектов на следующий учебный год. А для меня, как руководителя курса, было важно провести  диагностику сформированности социальной компетентности  старшеклассников именно в подобной активной форме.  Опыт реализации курса был обобщен в статье сборника, изданного школой в 2009г.

В 2009 году одиннадцатиклассники, выпускники Летней школы-2008, провели интересную презентацию для десятиклассников,  заразив их идеей нового сезона Летней школы. И  она вновь состоялось в стенах нашего лицея и в 2009г., и в 2010г. Теперь уже можно сказать, что Летняя школа - традиция лицея №2.

В процессе подготовки к Летней школе-2009  у десятиклассников возникла идея работы над темой «Реклама», замысел показался интересным и мне – курс явно предполагал метапредметный деятельностный характер и продуктивные условия для развития социальной компетентности. Была разработана программа, одобренная методической службой лицея, ребята подобрали иллюстративный, видео- и аудиоматериал. Так родился еще один курс  «Реклама-двигатель торговли».

       Курс оказался максимально спроецирован на личность каждого участника, его образовательные запросы, особенности характера, темперамента. Занятия, в ходе которых ребята узнали как, для чего и кем создается реклама, как она воздействует на потенциального потребителя, были построены в форме тренингов, интерактивных упражнений, кейс-стади. До 70% объема времени в рамках занятий было отведено для реализации творческих идей и социальной практики. Участники курса пробовали себя в роли менеджеров, рекламщиков–концептуалистов, авторов рекламных слоганов, создателей наружной рекламы, аудио- и видеорекламы и даже сотрудников правоохранительных органов, проверяющих рекламные продукты на соответствие нормам российского законодательства.  Неподдельный интерес вызвала тема «Неэтичная реклама», в ходе дискуссии ребята продемонстрировали социально-психологическую зрелость, высокие моральные качества.  Каждое занятие завершалось устной рефлексией, в ходе которой  участники группы определяли свое ощущение от совместной деятельности, от пережитого участия в типичных социальных ситуациях, смоделированных учителем и участниками группы.

          На торжественном закрытии Летней школы-2009 наша творческая группа представила продукты своей деятельности – шуточный рекламный аудиоролик  и проект Кочетковой Кристины и Данилова Андрея «Реклама лицея №2». Свое отношение к курсу участники выразили в письменной анкете:

·         Само существование Летней школы уже можно назвать ценным. Знания, которые мы приобрели – это самое ценное, сама обстановка, свободное общение, свободный график;

·         Курс «Реклама» самый значимый для меня, поскольку он сформировал потребность к саморазвитию, самосовершенствованию…

·         Интересным было само построение уроков, могли собраться в группы по интересам. Попробовали себя в нестандартной практике;

·         Хотелось бы, чтобы урок Летней школы был дольше, т.к. не все сделаешь, что хотелось бы...

      Для третьего сезона Летней школы в 2010 был разработан курс «Аргументы и факты». Замысел курса родился из анализа реальных учебных и социально-психологических  проблем десятиклассников, испытывавших особые затруднения при выполнении практических заданий, требующих осмысления социальных фактов, аргументированного выражения собственной позиции по конкретным проблемам, приведения примеров в обоснование собственной точки зрения. В качестве содержательной основы занятий были привлечены материалы СМИ, киноиндустрии, ситуации из школьной жизни в целях осознания учащимися того, что социальными фактами насыщена вся окружающая их социальная действительность. Было важно, чтобы учащиеся поняли, что эти социальные факты можно использовать при решении заданий-задач по обществознанию и другим общественным дисциплинам. Организационными формами занятий уже традиционно стали интерактивные упражнения, тренинги, способствующие развитию социальной и коммуникативной компетентности: «большой круг», «свободный микрофон»,  «живая линия», упрощенные дебаты и др.

Подводя итоги работы курса, ребята отметили, что подобные курсы способствуют формированию не только предметных знаний, но и позволяют совершенствовать себя как личность, дают возможность быть компетентнее и в других сферах.

Реализация курсов «Юридическое путешествие», «Реклама-двигатель торговли», «Аргументы и факты» в рамках Летней профильной школы подтвердила предположение, что старшеклассникам для достижения целей социализации необходима именно такая форма занятий – свободного, непринужденного, практического характера. При подобной организации работы с учащимися создаются условия и для овладения другими ключевыми компетенциями – информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой и др.

Важно и то, что упражнения и задания, выполненные старшеклассниками в реализации описываемого опыта, не были малопонятными требованиями взрослого - выполнение их стало осознанной  потребностью самоопределяющихся  личностей.

Литература:

1.      Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе// Преподавание истории и  обществознания в школе, №8, 2008г.

2.      Безукладникова И.В. Развитие социальной компетентности школьников в условиях Летней школы// Инновации и традиции. Опыт методической работы МОУ «Лицей №2» - Камень-на-Оби, 2010 г. – с. 28-35.

3.      Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007. – 200 с.

4.      Хочу быть успешным!/ Обобщение опыта работы учителей Летней школы. – Камень-на-Оби, 2009г.



[1] Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе// Преподавание истории и  обществознания в школе, №8, 2008г.- С. 9.

[2]  Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007.С.132.

[3] Хочу быть успешным!/ Обобщение опыта работы учителей Летней школы. – Камень-на-Оби, 2009г. С.3