Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

 

 

«Утверждаю»                              «Согласовано»                                           «Рассмотрено»

Директор ОУ                              зам. директора по УВР                      на заседании кафедры

                                             ____________                            __________________                         протокол №________

 «___»________2011г.               «___»_________2011г.                         «____»__________2011г.

 

Рабочая программа

учебного курса права

для 10 класса

 

составлена учителем Безукладниковой И.В.

МОУ «Лицей № 2»  г.Камень-на-Оби

Срок реализации программы – 1 год

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта

среднего (полного) общего образования по праву,

 примерной программы среднего (полного) общего образования

по праву (базовый уровень),

программы курса «Право. Основы правовой культуры»

Певцовой Е.А., Козленко И.В. для 10-11 классов

 общеобразовательных учреждений,

   базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2»

 

 

 

г. Камень-на-Оби

2011 год


Пояснительная записка

 

                Рабочая программа учебного курса права для 10 класса составлена на основе федерального компонента стан­дарта  среднего (полного) общего образования по праву,  Примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень), программы курса «Право. Основы правовой культуры» Певцовой Е.А., Козленко И.В. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

             По содержанию  Рабочая учебная программа является общеобразовательной, по структуре – концентрической (пропедевтический правовой блок изучается в составе курса обществознания в основной школе). Учебная программа предназначена для изучения курса права в 10 классе социально-экономического профиля на профильном уровне.  Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю. При этом предусмотрено 4 часа резервного времени, 5 часов отводится на повторение и обобщение учебного материала по итогам каждого учебного раздела.

             Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.  Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям программы курса права для 10 класса относятся следующие:

·         роль права в регулировании общественных отношений;

·         система права

·         законотворческий процесс;

·         структура органов государственной власти РФ;

·         гражданство, основные права и обязанности граждан;

·         участие граждан в управлении государством.

 

Цель программы обучения:

·         формирование правовой компетентности, правосознания и правовой культуры десятиклассников посредством овладения основами теории государства и права.

 

Задачи программы обучения:

·         освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

·         овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

·         осмысление собственной деятельности в контексте правовой действительности, формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

        В основе построения рабочей программы курса  модифицированная программа по праву Е.А.Певцовой, И.В.Козленко «Право. Основы правовой культуры», составленная на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. 

             

Модификация программы состоит в усовершенствовании уже существующей программы – перегруппировке вопросов и тем, перераспределении учебных часов, обогащении компонентов методического аппарата за счет разработанных учителем дидактических, учебно-тренировочных и проверочных материалов, сценариев различных видов учебных деловых игр, тренингов. Программа скорректирована с учетом межпредметных связей с историей, обществознанием, географией, экономикой, а также  познавательных возможностей учащихся 10-х  классов, в которых осуществляется преподавание данного курса.  Так, например, содержание тем «Государство: понятие, признаки, функции», «Формы государства», «Правовое государство» частично является содержанием курсов географии 10 класса, обществознания 11 класса, вопросы теории государства, избирательного права, конституционного строя рассматриваются также в курсе обществознания. Данное обстоятельство обуславливает интегрированный подход к их изучению и высвобождает резервное время для более глубокого изучения других вопросов собственно теории права, а также для реализации деятельностного подхода к изучению правовых явлений и процессов.

Содержание курса дополнено темой «Исторические особенности происхождения отечественного права» (2 учебных часа). Краткий исторический обзор возникновения и развития отечественного права методически обоснован, т.к. данная тема обычно вызывает значительный познавательный интерес у школьников, что способствует формированию мотивации к изучению курса в целом. Кроме того данная тема иллюстрирует исторический характер права, его взаимосвязь с экономическим и общественно-политическим  развитием.

Кроме того значительно расширено содержание раздела «Государство и право»: в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования в данном разделе предусмотрено изучение основ конституционного права РФ. 

Особенностью программы курса является то, что в ней большое место отводится усвоению не только и не столько правовых знаний, а в первую очередь формированию функциональной грамотности. Такой подход адаптирован к потребностям личностно-ориентированного образования, соответствующего концепции курса и образовательной программе ОУ, учитывает  профессиональную направленность учащихся.

 

 

УМК:

·         Учебник Е.А.Певцовой  «Право. Основы правовой культуры». Для 10 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006-2011.

·         Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

·         Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А.Певцовой  «Право. Основы правовой культуры». Для 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007-2011.

 

 Используемый в преподавании курса УМК наиболее адекватен целям и принципам  современного правового образования, закрепленным в Концепции школьного правового образования.

        Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии обучения. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы (круглый стол, упрощенные дебаты, дискуссии, деловые игры т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении социально-правовыми компетенциями.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты различного типа, эссе, диктанты, практикумы и проч.) и устный опрос (собеседование). Рабочей программой предусмотрена итоговая контрольная работа за курс 10 класса в тестовой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

Сроки

урока

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Раздел 1. Роль права в жизни человека и общества.

 

8

 

Сентябрь

1

Юриспруденция - важная область человеческих знаний.

1

 

2

Особенности и закономерности возникновения права.

1

Таблица в тетради «Теории происхождения права»

3-4

Исторические особенности происхождения отечественного права.

2

 

5

Принципы, аксиомы и презумпции права.

1

Эссе

6

Система регулирования общественных отношений.

1

Опережающее задание (индивидуальные и групповые доклады)

7

Право в системе социальных норм

1

Сравнительная характеристика «Мораль и право»

8

Повторительно-обобщающий урок

1

Тест

Раздел 2.Теоретические основы права как системы.

13

 

Октябрь

 

 

9-10

Система права: понятие, структура.

2

Понятийный диктант

11

Правовая норма.

1

Практикум «Элементы нормы права»

12-13

Правотворчество и процесс формирования права.

2

Деловая игра «Законодательный процесс»

14-15

Формы права.

2

Анализ педагогически адаптированного текста (тренировочное задание КИМ по обществознанию С1-4)

16

Нормативно-правовой акт

1

Создание логической схемы «Иерархия нормативно-правовых актов в РФ»

17

Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1

Решение юридических задач

Ноябрь

18

Реализация права

1

Эссе

19-20

Толкование права: задачи и особенности.

2

Решение юридических задач

21

Повторительно-обобщающий урок

1

Тест по теме раздела

Раздел 3.  Правоотношения и правовая культура.

 

12

 

 

22-23

Правоотношения: понятие, структура.

2

Тест

Декабрь

24

Виды правоотношений.

1

 

25-26

Правонарушения: состав, признаки.

2

Решение юридических задач

27-28

Виды правонарушений

2

Решение юридических задач

29-30

Юридическая ответственность: понятие и виды.

2

Круглый стол 

Решение юридических задач

31-32

Правосознание и правовая культура.

2

Дискуссия

Эссе

Январь

33

Правовые системы современности.

1

 

34

Повторительно-обобщающий урок

1

Тест по теме раздела

Раздел 4. Государство и право.

23

 

 

35

Государство: понятие, признаки.

1

Тест

36

Функции государства.

1

Тест

37-38

Форма государства.

2

Словарная работа

Тесты

Февраль

 

 

39-40

Организация власти и управления в стране.

2

Деловая игра

41-42

Правовое государство.

2

Тест

43-44

Конституция РФ – основной закон страны.

2

 

45-46

Основы конституционного строя РФ.

2

Анализ содержания 1 гл. Конституции РФ, таблица «Принципы конституционного строя РФ»

Март

 

46-47

Гражданство как правовая категория.

2

Решение юридических задач

48-49

Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.

2

Тест

50

Конституционно-правовой статус Президента РФ.

1

Тесты (по материалам КИМ ЕГЭ)

51

Федеральное Собрание РФ.

1

Тесты (по материалам КИМ ЕГЭ)

52

Правительство РФ.

1

Тесты (по материалам КИМ ЕГЭ)

Апрель

53-54

Избирательные системы и их виды

2

Анализ педагогически адаптированного текста (тренировочное задание КИМ по обществознанию С1-4)

55

Избирательная кампания

1

Деловая игра

56

Повторительно-обобщающий урок

1

Тест

Раздел 5.  Правосудие и правоохранительные органы.

7

 

 

57-58

Защита прав человека в государстве.

2

Тренинг «Обращение к должностному лицу»

59-60

Правоохранительные органы, их виды и полномочия.

2

Решение юридических задач

Май

61

Судебная система в РФ

1

Тест

62

Правосудие в РФ

1

Экскурсия

63

Повторительно-обобщающий урок по теме раздела 5.

1

 

64

Контрольная работа

1

Тест

65-68

Резерв (При наличии времени организуются экскурсии в правоохранительные органы, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, учебные дискуссии по актуальным проблемам права)

4

 

 

 

Всего часов

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

       

Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.

 

В результате изучения курса права 10 класса ученик должен

знать/понимать

·                основы теории государства и права;

·                права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;

·                механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России;

уметь

·                правильно употреблять основные правовые понятия и категории (право, юриспруденция, правовая норма, система права, санкция, институт права, отрасль права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность, частное право, публичное право, материальное право, процессуальное право, юридические факты, субъект правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, правовая культура, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство, конституция и др.);

·                характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, правовой статус человека и гражданина в РФ;

·                объяснять: взаимосвязь и различия права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства;

·                различать: полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

·                приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

·                анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

·                определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

·                изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

·                решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

     

      

Школьники приобретают навыки использования  норм права при решении учебных и практических задач, осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях, представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее обучение в вузе.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

 

Поскольку Право является составной частью образовательной области «Обществознание» для оценки ЗУН обучающихся применяются критерии и нормы,  соответствующие обществознанию (при оценке устных ответов, письменных работ, эссе).

 

Контроль уровня обучения.

Текущий контроль уровня обучения осуществляется  на основе выполнения десятиклассниками письменных  и устных видов заданий. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя следующие специфически юридические виды деятельности:

·                работа с источниками права, в том числе  нормативными актами;

·                анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

·                выбор  правомерных  форм  поведения  и способов защиты прав  и интересов личности;

·                изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

·                решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика;

·                освоение типичных социально-правовых ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, на работе, в общественных местах и т.п.);

     Основными организационными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения праву с учетом специфики содержания курса являются:

·         словарная работа;

·         понятийный (терминологический) диктант;

·         анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов;

·         практикумы, решение ситуационных юридических задач;

·         рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);

·         публичные выступления;

·         тесты;

    По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1.      Певцова  Е.А. «Право. Основы правовой культуры». Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2-х част. – М., 2006-2011.

2.      Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

3.      Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А.Певцовой  «Право. Основы правовой культуры». Для 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007-11.

4.      Образовательный комплекс  «1С:Школа. Экономика и право, 9-11 кл. Практикум»;

5.      Компьютерная программа «Домашняя правовая энциклопедия»;

6.      Разработанные учителем презентации уроков Microsoft PowerPoint;

7.      Коллекция видео- и аудиофрагментов, электронных схем, таблиц, диаграмм, иллюстраций (из личной коллекции учителя);

8.      Персональный сайт учителя, где размещена дополнительная информация к урокам, ссылки на правовые ресурсы Интернет, обзорные мультимедиа презентации и презентации к отдельным урокам, тестовые задания и проч. (http://innvik.ucoz.ru/ );

9.      Проверочные и тестовые материалы, в том числе разработанные учителем на основе требований содержательной линии «Право» КИМов ЕГЭ и сориентированные на образовательные стандарты.

Источники:

1.      Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года).

2.       Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 года).

3.       Конвенция о правах ребенка (от 19 ноября 1989 года).

4.      Конституция РФ.

5.      Гражданский кодекс РФ.

6.      Кодекс об административных правонарушениях РФ.

7.      Семейный кодекс РФ.

8.      Трудовой кодекс РФ.

9.      Уголовный кодекс РФ.

10.  Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

11.  Закон об образовании РФ.

12.  Закон о защите прав потребителей РФ.

13.  ФЗ №131«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

14.  Устав Алтайского края (глава 2, 6).

15.  Закон Алтайского края «Об уполномоченном по правам человека в Алтайском крае».

16.  Закон Алтайского края « О порядке обращений жителей Алтайского края в органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и к их должностным лицам».

17.  Устав муниципального образования «Город Камень-на-Оби».

 

Дополнительная литература:

1.      Женило М.Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев. – Ростов н/Д: Феникс,2006.

2.       Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002. Морозова С.А. Методика  преподавания права в школе. – М.: Издательский дом  «Новый учебник», 2002.

3.       Никитин А.Ф. Методические рекомендации к учебнику «Правоведение»:10-11 кл.: Пособие для учителя/ А.Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 2004.

4.      Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно - деятельностных игр/ Автор-сост. В.В.Гордеева – Волгоград: Учитель, 2007.

5.      Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.

6.      Сборник нормативных документов. Право/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист регистрации  изменений, вносимых  в  рабочую учебную программу.

 

Номер изменений

Дата

Страницы

 с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание

откорректированных

разделов (тем)

Подпись