Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании кафедры
____________ __________________ протокол №_____
«___»________2011г. «____»_________2011г. «____»__________2011г.
Рабочая программа
учебного курса обществознания
для 8 класса
составлена учителем Безукладниковой И.В.
МОУ «Лицей № 2» г.Камень-на-Оби
Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе федерального компонента стандарта
основного общего образования по обществознанию,
примерной программы основного общего образования по обществознанию,
программы Кравченко А.И. «Обществознание:
Программа курса для 8—11 классов общеобразовательных учреждений»,
базисного учебного плана МОУ «Лицей №2»
Камень-на-Оби
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса обществознания для 8 класса составлена на основе федерального компонента стандарта основного общего образования по обществознанию, примерной программы основного общего образования по обществознанию, программы курса «Обществознание» Кравченко А.И. для 8-11 классов, базисного учебного плана МОУ «Лицей №2». Рабочая учебная программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и авторской программой учебного курса.
Программа предназначена для изучения курса обществознания в 8-х пролицейских классах, является типовой, общеобразовательной.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. В предшествующие годы обучения школьники освоили пропедевтический курс обществознания, в последующие годы обучения предполагается неоднократное обращение к изученному ранее с постепенным нарастанием уровня теоретической сложности исследования общественных явлений.
Цель изучения курса – освоение комплекса знаний о структуре общества, путях его развития, о социально-экономических отношениях для применения их при осуществлении типичных подростковых социальных ролей.
Задачами изучения курса в 8 классе являются:
– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
– воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
– освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы социально-экономических знаний, необходимых для социальной адаптации;
– овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Спецификой содержания курса обществознания 8 класса является систематизированное изучение вопросов экономики, социальных отношений, обращение непосредственно к проблеме человека, его потребностей и способностей, что имеет важное мировоззренческое значение для формирующейся личности. В ходе изучения обществознания в 8 классе учащиеся изучат:
– сущность, типы общества, пути и формы его развития;
– сущность и содержание процесса социализации;
– основные экономические явления и процессы, их значение в жизни современного общества;
– социальную структуру общества и социальную стратификацию.
Являясь теоретически насыщенным, курс представляет определенную сложность в овладении, т.к. требует от школьника подросткового возраста обращения к сложным проблемам жизни современного общества. Выполнение большинства учебных и творческих заданий связано с необходимостью анализа реальных социально-экономических отношений, что предполагает обращение к источникам социальной информации – СМИ, Интернет, наблюдение отношений в семье, школе и т.п. Данное обстоятельство определяет высокий воспитательный и развивающий потенциал курса.
Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Структура курса включает в себя 3 раздела.
Предусмотрено 3 повторительно-обобщающих урока по итогам изучения каждого раздела, итоговая контрольная работа, резерв (2 часа).
УМК курса (утвержден на заседании городского МО учителей истории):
Специфика лицейского обучения отражена через организацию учебной деятельности и используемые ведущие и локальные педагогические технологии, обогащение компонентов методического аппарата. Изучение курса осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, личностно ориентированного обучения. Курс имеет гуманистическую, развивающую и здоровьесберегающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий. Ведущими в преподавании курса являются технологии, максимально направленные на решение задачи социализации подростков: игровые технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы, интегрированные уроки, мультимедийные уроки, ролевые и деловые игры, тренинги, способствующие формированию функциональной грамотности подростков. Предусмотрено широкое применение интерактивных упражнений («карусель», «дебаты», «аквариум», «живая линия» и др.) в целях формирования коммуникативной культуры учащихся и поддержания двигательной активности восьмиклассников.
Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (обучающие и творческие задания в рабочей тетради УМК, эссе) и устный опрос (диалог, собеседование).
Календарно-тематический план
Сроки |
№ п/п |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Параграф учебника |
I четверть |
Раздел I. Общество и человек. |
9 |
|
|
1 |
Что такое общество |
1 |
1 |
|
2 |
Человек, природа, общество |
1 |
2 |
|
3 |
Типология общества |
1 |
3 |
|
4 |
Социальный прогресс и развитие общества |
1 |
4 |
|
5 |
Личность и социальная среда |
1 |
5 |
|
6 |
Потребности человека |
1 |
6 |
|
7 |
Социализация и воспитание |
1 |
7 |
|
8 |
Общение |
1 |
8 |
|
9 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
1-8 |
|
II четверть |
Раздел II. Экономическая сфера |
10 |
|
|
11 |
Что такое экономика |
1 |
9 |
|
12 |
Товар и деньги |
1 |
10 |
|
13 |
Спрос и предложение |
1 |
11 |
|
14 |
Рынок, цена, конкуренция |
1 |
12 |
|
15 |
Предпринимательство |
1 |
13 |
|
16 |
Роль государства в экономике |
1 |
14 |
|
17-18 |
Бюджет государства и семьи |
2 |
15 |
|
III четверть
IV четверть |
19 |
Труд |
1 |
16 |
20 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
9-16 |
|
Раздел III. Социальная сфера |
||||
21 |
Социальная структура |
1 |
17 |
|
22-23 |
Социальная стратификация |
2 |
18 |
|
24 |
Богатые |
1 |
19 |
|
25 |
Бедные |
1 |
20 |
|
26 |
Этнос: нации и народности |
1 |
21 |
|
27 |
Межнациональные отношения |
1 |
22 |
|
28-29 |
Конфликты в обществе |
2 |
23 |
|
30-31 |
Семья |
2 |
24 |
|
31 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
17-24 |
|
32 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
|
33-34 |
Резерв (викторины, дебаты) |
2 |
|
|
|
Итого |
34 часа |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В связи со спецификой предмета, некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками школьников. Тем не менее, показателями сформированности ряда компетенций у учащихся в результате изучения курса можно определить следующее:
Учащиеся должны
Знать/понимать
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· сущность и значение хозяйственной деятельности;
· характерные черты и признаки социальной и экономической сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
· описывать основные социальные и экономические объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные группы;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей и свое собственное с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Конкретные понятия курса, которые должны быть освоены учащимися 8 класса:
Раздел 1:
Общество, природа, традиционное общество, индустриальное общество, информационное общество, социальный прогресс, регресс, социальная среда, личность, потребности, социализация, культурные нормы, социальная роль.
Раздел 2:
Экономика, экономическая деятельность, труд, производство, ресурсы, факторы производства, деньги, цена, товары, услуги, спрос, предложение, рынок, конкуренция, предпринимательство, бюджет.
Раздел 3:
Социальная структура, страта, стратификация, социальная группа, этнос, нация, народность, конфликт, семья.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
· логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
· сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
· делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
· сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
· применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
· оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
· продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
· верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
· продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
· не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
· дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
· дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
· делает элементарные выводы;
· путается в терминах;
· не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
· не может аргументировать собственную позицию;
· затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
· справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
· не увидел проблему, не смог ее сформулировать;
· не раскрыл проблему;
· собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
· информацию представил не в контексте задания;
· отказался отвечать.
Контроль уровня обучения
При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учетом специфики содержания курса являются:
· словарная работа;
· понятийный (терминологический) диктант;
· анализ педагогически адаптированных текстов;
· решение ситуационных задач;
· творческие задания-задачи;
· сочинение-миниатюра;
· мини-проект;
· рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);
· простейшие виды публичных выступлений;
· тесты;
· анкетирование.
По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
14. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
15. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
.
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу.
Номер изменений |
Дата |
Страницы с изменениями |
Основания для внесения изменений |
Содержание откорректированных разделов (тем) |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|