Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

 

 

«Утверждаю»                                          «Согласовано»                                           «Рассмотрено»

Директор ОУ                                   зам. директора по УВР                            на заседании кафедры

                                           ____________                                   __________________                            протокол №_____

     «___»________2011г.                          «____»_________2011г.                         «____»__________2011г.

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса обществознания

для 8 класса

 

 

составлена учителем Безукладниковой И.В.

МОУ «Лицей № 2»  г.Камень-на-Оби

Срок реализации программы – 1 год

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта

основного общего образования по обществознанию,

примерной программы основного общего образования по обществознанию,

программы Кравченко А.И. «Обществознание:

Программа курса для 8—11 классов общеобразовательных учреждений»,

базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2»

 

 Камень-на-Оби

2011 год

 

 

Пояснительная записка

                  Рабочая программа учебного курса обществознания для 8 класса составлена на основе федерального компонента стан­дарта основного общего образования по обществознанию, примерной программы основного общего образования по обществознанию, программы курса «Обществознание» Кравченко А.И. для 8-11 классов, базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2». Рабочая учебная программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и авторской программой учебного курса.

          Программа предназначена для изучения курса обществознания в 8-х пролицейских классах, является типовой, общеобразовательной.

           Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. В предшествующие годы обучения школьники освоили пропедевтический курс обществознания, в последующие годы обучения предполагается неоднократное обращение к изученному ранее с постепенным нарастанием уровня теоретической сложности  исследования общественных явлений.

          Цель изучения курса – освоение комплекса знаний о структуре общества, путях его развития, о социально-экономических отношениях для применения их при осуществлении типичных подростковых социальных ролей.

          Задачами  изучения курса в 8 классе являются:

– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

– воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

– освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы социально-экономических знаний, необходимых для социальной адаптации;

– овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

        Спецификой содержания курса обществознания 8 класса является систематизированное изучение вопросов экономики, социальных отношений, обращение непосредственно к проблеме человека, его потребностей и способностей, что имеет важное мировоззренческое значение для формирующейся личности. В ходе изучения обществознания в 8 классе учащиеся изучат:

– сущность, типы общества, пути и формы его развития;

– сущность и содержание процесса социализации;

– основные экономические явления и процессы, их значение в жизни современного общества;

– социальную структуру общества и социальную стратификацию.

        Являясь теоретически насыщенным, курс  представляет определенную сложность в овладении, т.к. требует от школьника подросткового возраста обращения к сложным проблемам жизни современного общества. Выполнение большинства учебных и творческих заданий связано с необходимостью анализа реальных социально-экономических отношений, что предполагает обращение к источникам социальной информации – СМИ, Интернет, наблюдение отношений в семье, школе и т.п.  Данное обстоятельство определяет высокий воспитательный и развивающий потенциал курса.

               Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Структура курса включает в себя 3 раздела. 

Предусмотрено 3 повторительно-обобщающих урока по итогам изучения каждого раздела, итоговая контрольная работа, резерв (2 часа).

            УМК курса (утвержден на заседании городского МО учителей истории):

         Специфика лицейского обучения отражена через организацию учебной деятельности и используемые ведущие и локальные педагогические технологии, обогащение компонентов методического аппарата. Изучение курса осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, личностно ориентированного обучения. Курс имеет гуманистическую, развивающую и здоровьесберегающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий. Ведущими  в преподавании курса являются технологии, максимально направленные на решение задачи социализации подростков: игровые технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы,  интегрированные уроки, мультимедийные уроки, ролевые и деловые игры, тренинги, способствующие формированию функциональной грамотности подростков. Предусмотрено широкое применение интерактивных упражнений («карусель», «дебаты», «аквариум», «живая линия» и др.) в целях формирования коммуникативной культуры учащихся и поддержания двигательной активности восьмиклассников.

       Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как  репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (обучающие и творческие задания в рабочей тетради УМК, эссе) и устный опрос (диалог, собеседование). 

     

 

 

 

 

 

 

   

 

Календарно-тематический план

 

Сроки

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Параграф учебника

I четверть

Раздел I. Общество и человек.

9

 

1

Что такое общество

1

1

2

Человек, природа, общество

1

2

3

Типология общества

1

3

4

Социальный прогресс и развитие общества

1

4

5

Личность и социальная среда

1

5

6

Потребности человека

1

6

7

Социализация и воспитание

1

7

8

Общение

1

8

9

Повторительно-обобщающий урок

1

1-8

II четверть

Раздел II. Экономическая сфера

10

 

11

Что такое экономика

1

9

12

Товар и деньги

1

10

13

Спрос и предложение

1

11

14

Рынок, цена, конкуренция

1

12

15

Предпринимательство

1

13

16

Роль государства в экономике

1

14

17-18

Бюджет государства и семьи

2

15

III четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV четверть

19

Труд

1

16

20

Повторительно-обобщающий урок

1

9-16

Раздел III. Социальная сфера

21

Социальная структура

1

17

22-23

Социальная стратификация

2

18

24

Богатые

1

19

25

Бедные

1

20

26

Этнос: нации и народности

1

21

27

Межнациональные отношения

1

22

28-29

Конфликты в обществе

2

23

30-31

Семья

2

24

31

Повторительно-обобщающий урок

1

17-24

32

Итоговая контрольная работа

1

 

 

33-34

Резерв (викторины, дебаты)

2

 

 

 

Итого

34 часа

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

        В связи со спецификой предмета, некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками школьников. Тем не менее, показателями  сформированности  ряда  компетенций  у учащихся в результате изучения курса можно определить следующее:

Учащиеся должны

Знать/понимать

·  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

·  сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

·  сущность и значение хозяйственной деятельности;

·  характерные черты и признаки социальной и экономической сфер жизни общества;

·  содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

· описывать основные социальные и экономические объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные группы;

· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;

· объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

· приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;

· оценивать поведение людей и свое собственное с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

         Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

·        общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

·        нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

·        первичного анализа и использования социальной  информации;

·        сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

 

Конкретные понятия курса, которые должны быть освоены учащимися 8 класса:

Раздел 1:

Общество, природа, традиционное общество, индустриальное общество, информационное общество, социальный прогресс, регресс, социальная среда, личность, потребности, социализация, культурные нормы, социальная роль.

Раздел 2:

Экономика, экономическая деятельность, труд, производство, ресурсы, факторы производства, деньги, цена, товары, услуги, спрос, предложение, рынок, конкуренция, предпринимательство, бюджет.

Раздел 3:

Социальная структура, страта, стратификация, социальная группа, этнос, нация, народность, конфликт, семья.

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Устный, письменный ответ

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

·         логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

·          сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

·          делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

·          сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

·          применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

·          оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·          раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

·         продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

·         верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

·         продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

·          не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

·          дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

·          дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

·          делает элементарные выводы;

·          путается в терминах;

·          не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

·          не может аргументировать собственную позицию;

·          затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

·          справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

·         не увидел проблему, не смог ее сформулировать;

·         не раскрыл проблему;

·         собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

·          информацию представил не в контексте задания;

·         отказался отвечать.

 

Контроль уровня обучения

       При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учетом специфики содержания курса являются:

·         словарная работа;

·         понятийный (терминологический) диктант;

·         анализ педагогически адаптированных текстов;

·         решение ситуационных задач;

·         творческие задания-задачи;

·         сочинение-миниатюра;

·         мини-проект;

·         рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);

·         простейшие виды публичных выступлений;

·         тесты;

·         анкетирование.

    По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
  2. Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8—11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. http://www.russkoe-slovo.ru/
  3. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2008-2011.
  4. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8—9 классы. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8—9 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2008.
  5. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.
  6. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  7. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002.
  8. Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс.
  9. Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007. – 200с.
  10. Стратегия и тактика учителя. Сборник. Составитель О.Варшавер - М.: ЦГЛ, 2005. - 128 c.
  11. Учебное электронное издание по курсу «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова.
  12. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание». 8 класс– М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС». 2009-2011.
  13. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

14.  http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

15.  http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист регистрации  изменений, вносимых  в  рабочую учебную программу.

 

Номер изменений

Дата

Страницы

 с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание

откорректированных

разделов (тем)

Подпись