Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании кафедры
_____________ __________________ протокол №_____
«___»________2011г. «___»_________2011г. «____»__________2011г.
Рабочая программа
учебного курса истории
для 8 класса
составлена учителем Безукладниковой И.В.
Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе федерального компонента стандарта
основного общего образования по истории,
примерной программы основного общего образования по истории,
программы и примерного планирования курса всеобщей (новой) истории
в 8 классе общеобразовательных учреждений
А.Я. Юдовской, Л.М Ванюшкиной,
базисного учебного плана МОУ «Лицей №2»
г. Камень-на-Оби
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса истории для 8 класса составлена на основе:
· федерального компонента стандарта основного общего образования по истории;
· Примерной программы основного общего образования по истории;
· программы и примерного планирования курса всеобщей (новой) истории в 8 классе общеобразовательных учреждений А.Я. Юдовской, Л.М Ванюшкиной (2008г.);
· базисного учебного плана МОУ «Лицей №2»
Программа предназначена для изучения курса истории в 8-х пролицейских классах.
Цель изучения курса истории в 8 классе состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями о всеобщей истории и историческом пути нашей страны в период нового времени (второй этап – XIX-нач ХХ в.), его социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
· усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях истории становления индустриального общества за рубежом и в России XIX-нач ХХ в.;
· усвоение основных понятий и терминов исторической науки, соответствующих изучаемому периоду истории, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
· формирование на основе личностно-эмоционального осмысления зарубежной и отечественной истории периода уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны и человечества в целом, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
· гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, к обществу и государству, восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование активного отношения к социальной реальности.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Настоящий курс изучается в 1 концентре.
Структура курса традиционная, включает в себя раздельные курсы истории Нового времени и истории России XIX - начало ХХ вв. Курсы истории России и Истории Нового времени изучаются последовательно: в 1 полугодии - история России, во 2-м – история Нового времени (решение городского методического объединения учителей истории). Распределение учебного времени в рамках курса между историей России и историей Нового времени соответствует федеральному компоненту (не менее 36 ч. на историю России, не менее 24ч. на Новую историю):
Классы |
Объем учебного времени |
Разделы программы |
Резерв учебного времени |
|
|
|
История России |
Всеобщая история |
|
VIII
|
68 |
История России (XIX - начало ХХ вв.) – 40 ч. |
История Нового времени (XIX - начало ХХ вв.) – 24ч. |
4 ч |
Программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, при резерве 4 часа. Предусмотрены уроки итогового повторения (2 часа: по 1 уроку в курсах Истории России и Новой истории соответственно), контрольные работы в третьей и четвертой учебных четвертях (2 часа).
УМК курса:
· Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: «Просвещение», 2005-2011гг.
· Учебник: «Всеобщая история. История нового времени, 1800-1913. 8 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина –М.: Просвещение, 2005-2011г.;
· Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век» (8 класс), - М.: Просвещение, 2008-2011 г.
Используемый учебно-методический комплекс утвержден городским МО учителей истории, учебники включены в федеральный и региональный перечень рекомендованных учебников и учебных пособий и имеются в библиотеке лицея. Методическая система учебника и рабочих тетрадей (вопросы и задания к параграфу, иллюстрациям, схемам, документам, источникам, учебному тексту) ориентирует учащихся на познавательную деятельность, различающуюся по уровню самостоятельности (репродуктивную, преобразующую, творчески-поисковую) и методам решения познавательных задач (описание, оценка, интерпретация, сопоставление и т.д.). Специфика лицейского обучения отражена через организацию учебной деятельности, обогащение методического аппарата, используемые ведущие и локальные педагогические технологии.
Преподавание курса осуществляется на основе личностно ориентированного подхода к обучению. Предполагается активное применение методов и приемов проблемного обучения, технологии критического мышления, интерактивных методов, ИКТ. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование), письменные работы (тесты, понятийные и хронологические диктанты, сочинения, эссе, практические задания из рабочей тетради и т.д.). Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности.
Календарно-тематический план.
Сроки |
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
ИСТОРИЯ РОССИИ |
40 |
|
|
18 |
||
Сентябрь |
1 |
Введение. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. |
|
2 |
Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг. |
|
|
3 |
Внешняя политика в 1801-1812гг. |
|
|
4 |
Отечественная война 1812гг. |
|
|
5 |
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825гг. |
|
|
6 |
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг. |
|
|
7 |
Общественное движение при Александре I. |
|
|
8 |
Выступление декабристов. |
|
|
9 |
Внутренняя политика Николая I. |
|
|
Октябрь |
10 |
Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX века. |
|
11 |
Внешняя политика Николая I. |
|
|
12 |
Общественное движение в годы правления Николая I. |
|
|
13 |
Крымская война: причины, повод, ход военных действий. |
|
|
14 |
Итоги и историческое значение Крымской войны. |
|
|
15 |
Золотой век русской культуры: наука и образование. |
|
|
16 |
Художественная культура. |
|
|
17 |
Быт и обычаи. |
|
|
18 |
Повторительно-обобщающий урок. Россия в первой половине XIXв. |
|
|
|
|
16 |
|
Ноябрь |
19 |
Накануне отмены крепостного права. |
|
20 |
Крестьянская реформа 1861 г. |
|
|
21-22 |
Либеральные реформы 1860-70-х гг. |
|
|
23 |
Социально-экономическое развитие пореформенной России. |
|
|
24 |
Общественное движение: Либералы и консерваторы. |
|
|
Декабрь |
25 |
Зарождение революционного народничества и его идеология. |
|
26 |
Революционное народничество 60-начала 80-х гг. |
|
|
27 |
Внешняя политика Александра II. |
|
|
28 |
Русско-турецкая война 1877-1878гг. |
|
|
29 |
Внутренняя политика Александра III. |
|
|
30 |
Экономическое развитие в годы правления Александра III. |
|
|
31 |
Положение основных слоев общества. |
|
|
32 |
Внешняя политика Александра III. |
|
|
|
33-34 |
Культура пореформенной России. |
|
|
6 |
||
35 |
Внутренняя и внешняя политика на рубеже XIX-XXвв. |
|
|
36 |
Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, итоги. |
|
|
37 |
Реформы П.А.Столыпина. |
|
|
38 |
Участие России в Первой мировой войне. |
|
|
39. |
Повторительно-обобщающий урок. Пореформенная Россия. |
|
|
40 |
Контрольная работа |
|
|
Февраль |
Новая история 1800-1913гг. 24 |
||
1. Становление индустриального общества |
7 |
||
41 |
Индустриальная революция: Достижения и проблемы |
|
|
42 |
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности |
|
|
43 |
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность |
|
|
44 |
Создание научной картины мира |
|
|
45-46 |
XIX в зеркале художественных исканий (литература и искусство) |
|
|
Март |
47 |
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство |
|
|
8 |
||
48 |
Консульство и образование наполеоновской империи |
|
|
49 |
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс |
|
|
50 |
Англия: сложный путь к величию и процветанию |
|
|
51 |
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису |
|
|
52 |
Франция: Революция 1848г. и Вторая империя |
|
|
53 |
Германия: на пути к единству. |
|
|
54 |
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» |
|
|
|
55 |
Война, изменившая карту Европы. |
|
Апрель |
3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XXвв. |
3 |
|
56 |
Германская империя в конце XIX- начале XXвв. Борьба за место под солнцем. |
|
|
57 |
Великобритания: конец Викторианской эпохи. |
|
|
58 |
Франция: Третья республика. |
|
|
|
3 |
||
59 |
США в XIXв. |
|
|
|
60 |
США: империализм и вступление в мировую политику. |
|
|
61 |
Латинская Америка в XIX-XXвв.: время перемен. |
|
Май |
62 |
5. Традиционные общества в XIX- начале XX вв.: новый этап колониализма. |
1 |
63 |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
|
64 |
Контрольная работа |
1 |
|
65-68 |
Резервные уроки |
4 |
|
|
|
Всего |
68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения истории в 8 классе ученик должен
знать/понимать
· основные этапы и ключевые события истории России и мира периода XIX - начало ХХ вв.;
· выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории изученного периода;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в период нового времени;
· изученные виды исторических источников;
уметь
· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изученного периода;
· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
· объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Основные понятия, которые должен знать ученик 8 класса по истории России, содержатся в разделе «Расширяем словарный запас» в методическом аппарате учебника, а ключевые события, которые должен знать ученик, – в хронологической таблице на форзаце учебника..
Основные понятия курса «Новая история.1800-1913» содержатся в словаре понятий и терминов учебника в алфавитном порядке (с. 262-268), а ключевые события, которые должен знать ученик, – в хронологической таблице на форзаце учебника.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
· глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
· твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
· неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
· наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
· отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М., изд. ВЛАДОС, 2004).
Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
· осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
· соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
· анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
· давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
· сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
· применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
· толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
· демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
· составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
· оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
· читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
· преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
· демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
· дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
· не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· демонстрирует общие представления об историческом процессе;
· путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
· показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
· отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
· не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
· не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
· установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
· сопоставил факты нескольких исторических источников;
· применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
· дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
· привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
· аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
· определил тип источника и историческую эпоху его появления;
· извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
· сопоставил факты нескольких исторических источников;
· применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
· прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
· привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
· на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
· попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
· не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
· не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
· не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
· пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
· читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
· раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
· правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
· допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
· не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
· не соотносит историческую информацию с картой;
· не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
· не умеет читать легенду карты;
· не распознает историческую информацию, представленную на карте;
· отказался работать с контурной картой.
Контроль уровня обучения
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
· Устный опрос;
· Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
· различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;
· анализ простейших исторических источников;
· тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);
· характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;
· работа со шкалой времени;
· творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;
· Тексты с лакунами (пропусками);
· «Оживление» картины, рассказ по картине;
· историческое сочинение, эссе и т.п.
· рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
По итогам изучения курсов истории России и Новой истории предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
1. «Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина –М.: Просвещение, 2005-2011г.
2. Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800-1913гг к учебнику А.Я.Юдовской и др. «Новая история 1800-1913гг» 8 кл. - М.: Экзамен, 2006.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: «Просвещение», 2005-2011гг.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век» (8 класс), - М.: Просвещение, 2008-2011 г.
5. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М., 2006.
6. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории Росси: 7 класс: К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI– XVIII век./ Е.В.Симонова.- 2-е изд., перераб. и испр. - М.: Издательство «экзамен», 2009. – 269 с.
7. Соловьев К.А. Универсальные методические разработки по новой истории (1500-1800 годы): 7 класс. М.: ВАКО, 2009, 208с.
8. Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт . – сост. Чернова М.Н. – М.: Изд. «Экзамен», 2008.
9. Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории: 8 кл. Пособие для учителя/А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2007г. (http://www.prosv.ru/).
10. Юдовская А.Я. Ванюшкина Л.М. Книга для чтения по Новой истории 1800-1913гг. М.: Просвещение, 2003.
11. Учебное электронное издание «Всеобщая история. История нового времени». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
12. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу
Номер изменений |
Дата |
Страницы с изменениями |
Основания для внесения изменений |
Содержание откорректированных разделов (тем) |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|