Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

 

 

«Утверждаю»                              «Согласовано»                                           «Рассмотрено»

Директор ОУ                              зам. директора по УВР                      на заседании кафедры

                                            _____________                             __________________                         протокол №_____

 «___»________2011г.                  «___»_________2011г.                         «____»__________2011г.

 

 

Рабочая программа

учебного курса истории

для 8 класса

 

составлена учителем Безукладниковой И.В.

Срок реализации программы – 1 год

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта

основного общего образования по истории,

 примерной программы основного общего образования по истории,

 программы и примерного планирования курса всеобщей (новой) истории

 в 8 классе общеобразовательных учреждений

А.Я. Юдовской, Л.М Ванюшкиной,

   базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2»

 

 

 

 

 

 

г. Камень-на-Оби

2011 год

    

Пояснительная записка

      Рабочая программа учебного курса истории для 8 класса составлена на основе:

·         федерального компонента стан­дарта  основного общего образования по истории;

·         Примерной программы основного общего образования по истории;

·         программы и примерного планирования курса всеобщей (новой) истории в 8 классе общеобразовательных учреждений А.Я. Юдовской, Л.М Ванюшкиной (2008г.);

·            базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2»

     Программа предназначена для изучения курса истории в 8-х пролицейских классах.

       Цель изучения курса истории в 8 классе состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными  представлениями о всеобщей истории и историческом пути нашей страны в период нового времени (второй этап – XIX-нач ХХ в.), его социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

 Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

·         усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых  знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях  истории становления индустриального общества за рубежом и в России XIX-нач ХХ в.;

·         усвоение основных понятий и терминов исторической науки, соответствующих изучаемому периоду истории,  совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

·         формирование на основе личностно-эмоционального осмысления зарубежной и отечественной истории периода уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны и человечества в целом, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного,  мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

·         гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, к обществу и государству,  восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование  активного отношения к социальной реальности.

   

             Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Настоящий курс изучается в 1 концентре.

Структура курса традиционная, включает в себя раздельные курсы истории Нового времени и истории России XIX - начало ХХ ввКурсы истории России и Истории Нового времени изучаются последовательно: в 1 полугодии  - история России, во 2-м – история Нового времени (решение городского методического объединения учителей истории).   Распределение  учебного времени в рамках   курса  между историей России и историей Нового времени соответствует федеральному компоненту (не менее 36 ч. на историю России, не менее 24ч. на Новую историю):

 

Классы

Объем учебного времени

Разделы программы

Резерв учебного времени

 

 

История России

Всеобщая история

 

VIII

 

68

История России (XIX - начало ХХ вв.) –  40 ч.

История Нового времени (XIX - начало ХХ вв.) – 24ч.

4 ч

 

     Программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, при резерве 4 часа. Предусмотрены уроки итогового повторения (2 часа: по 1 уроку в курсах Истории России и Новой истории соответственно), контрольные работы в третьей и четвертой учебных четвертях (2 часа).     

      

УМК курса:

·         Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: «Просвещение», 2005-2011гг.

·         Учебник: «Всеобщая история. История нового времени, 1800-1913. 8 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина –М.: Просвещение, 2005-2011г.;

·         Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век» (8 класс), - М.: Просвещение, 2008-2011 г.

 

Используемый учебно-методический комплекс утвержден городским МО учителей истории, учебники включены в федеральный и региональный перечень рекомендованных учебников и учебных пособий и имеются в библиотеке лицея. Методическая система учебника и рабочих тетрадей (вопросы и задания к параграфу, иллюстрациям, схемам, документам, источникам, учебному тексту) ориентирует учащихся на познавательную деятельность, различающуюся по  уровню самостоятельности (репродуктивную, преобразующую, творчески-поисковую) и методам решения познавательных задач (описание, оценка, интерпретация, сопоставление и т.д.). Специфика лицейского обучения отражена через организацию учебной деятельности, обогащение методического аппарата, используемые ведущие и локальные педагогические технологии.

Преподавание курса осуществляется на основе личностно ориентированного подхода к обучению. Предполагается  активное применение методов и приемов проблемного обучения, технологии критического мышления, интерактивных методов, ИКТ. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование), письменные работы (тесты, понятийные и хронологические диктанты, сочинения, эссе, практические задания из рабочей тетради и т.д.). Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как  репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности.

 

Календарно-тематический план.

 

Сроки

п/п

Наименование разделов и тем

Количество  часов

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

40

  1. Россия в первой половине XIXв.

18

 

 

Сентябрь

1

Введение. Россия на рубеже XVIII-XIX вв.

 

2

Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг.

 

3

Внешняя политика в 1801-1812гг.

 

4

Отечественная война 1812гг.

 

5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825гг.

 

6

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг.

 

7

Общественное движение при Александре I.

 

8

Выступление  декабристов.

 

9

Внутренняя политика Николая I.

 

 

 

Октябрь

10

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX века.

 

11

Внешняя политика Николая I.

 

12

Общественное движение в годы правления Николая I.

 

13

Крымская война: причины, повод, ход военных действий.

 

14

Итоги и историческое значение Крымской войны.

 

15

Золотой век русской культуры: наука и образование.

 

16

Художественная культура.

 

17

Быт и обычаи.

 

18

Повторительно-обобщающий урок. Россия в первой половине XIXв.

 

 

  1. Россия во второй половине XIX в.

16

 

Ноябрь

19

Накануне отмены крепостного права.

 

20

Крестьянская реформа 1861 г.

 

21-22

Либеральные реформы 1860-70-х гг.

 

23

Социально-экономическое развитие пореформенной России.

 

24

Общественное движение: Либералы и консерваторы.

 

 

 

Декабрь

25

Зарождение революционного народничества и его идеология.

 

26

Революционное народничество 60-начала 80-х гг.

 

27

Внешняя политика Александра II.

 

28

Русско-турецкая война 1877-1878гг.

 

29

Внутренняя политика Александра III.

 

30

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

 

31

Положение основных слоев общества.

 

32

Внешняя политика Александра III.

 

 

33-34

Культура пореформенной России.

 

  1. Россия в начале ХХ в.

6

35

Внутренняя и внешняя политика на рубеже XIX-XXвв.

 

36

Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, итоги.

 

37

Реформы П.А.Столыпина.

 

38

Участие России в Первой мировой войне.

 

39.

Повторительно-обобщающий урок. Пореформенная Россия.

 

40

Контрольная работа

 

 

 

 

Февраль

                                                Новая история 1800-1913гг.                                                                                 24

1.      Становление индустриального общества

7

41

Индустриальная революция: Достижения и проблемы

 

42

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

 

43

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

 

44

Создание научной картины мира

 

45-46

XIX в зеркале художественных исканий (литература и искусство)

 

 

 

 

 

 

 

Март

47

Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство

 

  1. Строительство новой Европы

8

48

Консульство и образование наполеоновской империи

 

49

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

 

50

Англия: сложный путь к величию и процветанию

 

51

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису

 

52

Франция: Революция 1848г. и Вторая империя

 

53

Германия: на пути к единству.

 

54

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

 

 

55

Война, изменившая карту Европы.

 

 

 

Апрель

3.      Страны Западной Европы на рубеже XIX-XXвв.

3

56

Германская империя в конце XIX- начале XXвв. Борьба за место под солнцем.

 

57

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

 

58

Франция: Третья республика.

 

  1. Две Америки

3

59

США в XIXв.

 

 

60

США: империализм и вступление в мировую политику.

 

 

61

Латинская Америка в XIX-XXвв.: время перемен.

 

 

 

Май

62

5.      Традиционные общества в XIX- начале XX вв.: новый этап колониализма.

1

63

Повторительно-обобщающий урок.

1

64

Контрольная работа

1

65-68

Резервные уроки

4

 

 

Всего

68

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

              В результате изучения истории в 8 классе ученик должен

знать/понимать

·         основные этапы и ключевые события истории России и мира периода XIX - начало ХХ вв.;

·         выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории изученного периода;

·         важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в период нового времени;

·         изученные виды исторических источников;

уметь

·         соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

·         использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

·         показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изученного периода;

·         рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);

·         соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

·         объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

·         объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

·         использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

Основные понятия, которые должен знать ученик 8 класса  по истории России, содержатся в  разделе «Расширяем словарный запас» в методическом аппарате учебника, а ключевые события, которые должен знать ученик, – в хронологической таблице на форзаце учебника..

Основные понятия курса «Новая история.1800-1913» содержатся в словаре понятий и терминов учебника в алфавитном порядке (с. 262-268), а ключевые события, которые должен знать ученик, – в хронологической таблице на форзаце учебника.

 

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

·        глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

·        твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

·        неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

·        наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

·        отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М., изд. ВЛАДОС, 2004).

Устный, письменный ответ:

 

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

·         осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

 логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

·         соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

·          анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

·          давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

·          сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

·          применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

·          толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

·          демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

·          составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

·          оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

·          читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

·          преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

·         демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

·         дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

·         не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся 

·         демонстрирует общие представления об историческом процессе;

·          путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

·          показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

·          отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

·          не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

·          не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

 

Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

·         установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

·          сопоставил факты нескольких исторических источников;

·          применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

·          дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

·          привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

·          аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

·         определил тип источника и историческую эпоху его появления;

·          извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

·          сопоставил факты нескольких исторических источников;

·          применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

·          прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

·          привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

·          на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;  

·         попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

·         не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

·         не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

·          не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

·         пересказал текст источника без его комментирования,  или дал ответ не в контексте задания.

 

Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

·         читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

·          раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

·          правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

·         допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

·         не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

·         не соотносит историческую информацию с картой;

·          не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

·         не умеет читать легенду карты;

·         не распознает историческую информацию, представленную на карте;

·         отказался работать с контурной картой.

 

Контроль уровня обучения

        Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков  на данном этапе обучения являются:

·         Устный опрос;

·         Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

·         различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

·         анализ простейших исторических источников;

·         тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

·         характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

·         работа со шкалой времени;

·         творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды; 

·         Тексты с лакунами (пропусками);

·         «Оживление» картины, рассказ по картине;

·         историческое сочинение, эссе и т.п.

·         рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

По итогам изучения курсов истории России и Новой истории предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

1.      «Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина –М.: Просвещение, 2005-2011г.

2.      Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800-1913гг к учебнику А.Я.Юдовской и др. «Новая история 1800-1913гг» 8 кл. - М.: Экзамен, 2006.

3.      Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: «Просвещение», 2005-2011гг.

4.      Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век» (8 класс), - М.: Просвещение, 2008-2011 г.

5.      Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М., 2006.

6.      Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории Росси: 7 класс: К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI– XVIII век./ Е.В.Симонова.- 2-е изд., перераб. и испр.  - М.: Издательство «экзамен», 2009. – 269 с.

7.      Соловьев К.А. Универсальные методические разработки по новой истории (1500-1800 годы): 7 класс. М.: ВАКО, 2009, 208с.

8.      Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт . – сост. Чернова М.Н. – М.: Изд. «Экзамен», 2008.

9.      Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории: 8 кл. Пособие для учителя/А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2007г. (http://www.prosv.ru/).

10.  Юдовская А.Я. Ванюшкина Л.М. Книга для чтения  по Новой истории 1800-1913гг. М.: Просвещение, 2003.

11.  Учебное электронное издание «Всеобщая история. История нового времени». «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

12.  Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». -  «Интерактивный мир». АО Коминфо.


Лист регистрации  изменений, вносимых  в  рабочую учебную программу

 

Номер изменений

Дата

Страницы

 с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание

откорректированных

разделов (тем)

Подпись