Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

 

 

«Утверждаю»                              «Согласовано»                                           «Рассмотрено»

Директор ОУ                              зам. директора по УВР                      на заседании кафедры

                                            _____________                             __________________                         протокол №_____

 «___»________2011г.                  «___»_________2011г.                         «____»__________2011г.

 

 

Рабочая программа

учебного курса истории

для 5 класса

 

составлена учителем Безукладниковой И.В.

Срок реализации программы – 1 год

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта

основного общего образования по истории,

 примерной программы основного общего образования по истории,

   базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Камень-на-Оби

2011 год

Пояснительная записка

                 Рабочая программа учебного курса истории для 5 класса составлена на основе:

·         федерального компонента стан­дарта  основного общего образования по истории;

·         Примерной программы основного общего образования по истории;

·         Базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2».

 Программа предназначена для изучения курса истории Древнего мира в 5 общеобразовательном классе. Содержание курса соответствует обязательному минимуму основных образовательных программ Стандарта основного общего образования по истории и типовой примерной программе основного общего образования по истории.

Цель изучения курса истории в 5 классе – формирование у учащихся исторического мышления, овладение учащимися основами знаний и конкретными  представлениями об истории Древнего мира, его социальном, духовном, нравственном опыте. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории Древнего мира в их взаимосвязи и хронологической последовательности, усвоение основных понятий и терминов исторической науки, соответствующих изучаемому периоду истории;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- воспитание уважения к истории и традициям разных народов;

- формирование интереса к предмету и ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этносоциальными традициями.

 Программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, при резерве 4 часа. Предусмотрено 4 повторительно-обобщающих урока (4час). Рабочая программа предусматривает изучение 5 содержательных единиц – разделов:

1. Что изучает история (пропедевтический блок);

2. Первобытное общество;

3. Древний Восток;

4. Древняя Греция и эллинистический мир;

5. Древний Рим.

Преподавание курса осуществляется на основе личностно ориентированного подхода к обучению. Курс имеет гуманистическую и развивающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий. Предполагается  активное применение методов и приемов проблемного обучения, технологии критического мышления, интерактивных методов, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы, уроки-галереи, уроки-портреты, викторины, виртуальные путешествия, интегрированные уроки, мультимедийные уроки, уроки-презентации, уроки-суды. Предусмотрено широкое применение интерактивных упражнений в целях формирования коммуникативной культуры учащихся.

При изучении каждого раздела осуществляется диагностика и контроль знаний, умений, навыков, уровня сформированности ключевых компетенций. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование), письменные работы (тесты, понятийные, хронологические, картографические диктанты, сочинения, практические задания из рабочей тетради и т.д.). Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как  репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности.

       УМК курса:

·        Учебник «История Древнего мира. 5 класс», авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера,И.С. Свенцицкой (утвержден на заседании городского МО учителей истории);

·        Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (в 2-х выпусках), автор Г.И.Годер;

·        Мультимедийное учебное пособие «История. 5 класс». – Изд-во: Просвещение.

·        Учебное электронное издание «Всеобщая история» (Кордис&медиа)

            Используемый учебно-методический комплекс утвержден городским МО учителей истории, учебники включены в федеральный и региональный перечень рекомендованных учебников и учебных пособий и имеются в библиотеке лицея. Методическая система учебника и рабочих тетрадей (вопросы и задания к параграфу, иллюстрациям, схемам, документам, источникам, учебному тексту) ориентирует учащихся на познавательную деятельность, различающуюся по  уровню самостоятельности (репродуктивную, преобразующую, творчески-поисковую) и методам решения познавательных задач (описание, оценка, интерпретация, сопоставление и т.д.).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план.

 

Сроки

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.      Что изучает история

5

 

 

Сентябрь

1

Что такое история

 

2

Откуда мы знаем, как жили наши предки.

 

3

Счет лет в истории.

 

4

Историческая карта.

 

5

История России – часть всеобщей истории

 

2.      Первобытное общество.

7

6

Древнейшие люди.

 

7

Родовые общины охотников и собирателей.

 

8

Возникновение искусства и религиозных верований.

 

 

 

Октябрь

9

Возникновение земледелия и скотоводства.

 

10

Появление неравенства и знати.

 

11

Древнейшее прошлое Каменской земли.

 

12

Жизнь первобытных людей. Повторительно-обобщающий урок.

 

3. Древний Восток.

19

13

Государство на берегах Нила.

 

14

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

 

15

Жизнь египетского вельможи.

 

16

Военные походы фараонов.

 

17

Религия древних египтян.

 

 

Ноябрь

18

Культура Древнего Египта.

 

19

Древний Египет. Контрольно-обобщающий урок.

 

20

Древнее Двуречье.

 

21

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

 

22

Финикийские мореплаватели.

 

23

Библейские сказания.

 

 

Декабрь

24

Древнееврейское царство.

 

25

Ассирийская держава.

 

26

Персидская держава «царя царей».

 

27

Природа и люди Древней Индии.

 

28

Индийские касты.

 

29

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

 

30

Первый властелин единого Китая.

 

31

Древний Восток. Повторительно-обобщающий урок.

 

 

4. Древняя Греция и эллинистический мир

17

 

 

Январь

32

Греки и критяне.

 

33

Микены и Троя.

 

34

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

 

35

Религия древних греков.

 

36

Древняя Аттика и ее население.

 

37

Зарождение демократии в Афинах.

 

 

 

Февраль

38

Древняя Спарта.

 

39

Греческие колонии.

 

40

Олимпийские игры в древности.

 

41

Нашествие персидских войск на Элладу.

 

42

В гаванях афинского порта Пирей.

 

43

В городе богини Афины.

 

44

В театре Диониса.

 

45

Афинская демократия при Перикле.

 

 

 

Март

46

Возвышение  Македонии.

 

47

Поход Александра Македонского на Восток.

 

48

Путешествие по Древней Греции. Повторительно-обобщающий урок.

 

5. Древний Рим.

16

49

Древнейший Рим.

 

50

Завоевание Римом  Италии.

 

51

Римская республика.

 

52

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

 

 

Апрель

53

Рабство в Древнем Риме.

 

54

Земельный закон братьев Гракхов.

 

55

Восстание Спартака.

 

56

Единовластие Цезаря.

 

57

Установление империи.

 

58

Соседи Римской империи.

 

59

В Риме при императоре Нероне.

 

60

Первые христиане и их учение.

 

 

 

Май

61

«Вечный город» и его жители.

 

62

Римская империя при Константине.

 

63

Взятие Рима варварами.

 

64

Что мы знаем о Древнем Риме? Повторительно-обобщающий урок.

 

65-68

Резерв. (Семь чудес света.  Выдающиеся исторические деятели древности. Путешествие по Древнему миру)

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

              В результате изучения истории в 5 классе ученик должен

знать/понимать

·         что такое исторический процесс;

·         основные этапы и ключевые события истории Первобытного общества и Древнего мира;

·         выдающихся деятелей истории изученного периода;

·         важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в изученный период;

·         изученные виды исторических источников;

уметь

·         соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории Древнего мира;

·         использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

·         показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изученного периода;

·         рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);

·         объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

·         определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

·         объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории, достижениям мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, высказывания собственных суждений об историческом наследии различных народов, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

·         использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

·        глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

·        твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

·        неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

·        наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

·        отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М., изд. ВЛАДОС, 2004).

Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

·         осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

 логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

·         соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

·          анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

·          давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

·          сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

·          применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

·          толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

·          демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

·          составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

·          оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

·          читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

·          преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

·         демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

·         дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

·         не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся 

·         демонстрирует общие представления об историческом процессе;

·          путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

·          показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

·          отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

·          не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

·          не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

·         читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

·          раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

·          правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

·         допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

·         не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

·         не соотносит историческую информацию с картой;

·          не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

·         не умеет читать легенду карты;

·         не распознает историческую информацию, представленную на карте;

·         отказался работать с контурной картой.

Контроль уровня обучения

        Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков  на данном этапе обучения являются:

·         Устный опрос;

·         Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

·         различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

·         анализ простейших исторических источников;

·         тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

·         характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

·         работа со шкалой времени;

·         творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды; 

·         тексты с лакунами (пропусками);

·         «Оживление» картины, рассказ по картине;

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

1.      Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. Программы. - М.: Просвещение, 2003.

2.      Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2005-2011.

3.      Годер Г.И. Рабочая тетрадь. 5 класс.  - (В 2 частях). – М. : Просвещение, 2008-2011.

4.      Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2005.

5.      Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – 3-е изд. – М., 2007.

6.      Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М., 2006.

7.      Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1986.

8.      Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт. – сост. Чернова М.Н. – М.: Изд. «Экзамен», 2008.

9.      Мультимедийное учебное пособие «История. 5 класс». – Изд-во: Просвещение.

10.  Учебное электронное издание «Всеобщая история» «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

11.  Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества. – «Марис Мультимедиа». Новый диск.- 2003.

Ресурсы Интернет:

1.      http://vm.kemsu.ru - Виртуальный музей Первобытное искусство.

2.      http://narodov.mify.org - Мифы народов мира/

3.      http://greekroman.ru - Antiqua: энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.

4.      http://zipsites.ru/pravo/ansient  - Сайт Древний мир.

5.      http://www.maat.ru - Ассоциация по изучению Древнего Египта.

6.      http://www.mesopotamia.nm/ru - Древние цивилизации Месопотамии.

7.      http://www.hellados.ru – Эллада.

8.      http://war-ellada,narod.ru - Военное дело Древней Греции.

9.      http://ansientroma.ru - История Древнего Рима.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист регистрации  изменений, вносимых  в  рабочую учебную программу

 

Номер изменений

Дата

Страницы

 с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание

откорректированных

разделов (тем)

Подпись