Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании кафедры
_____________ __________________ протокол №_____
«___»________2011г. «___»_________2011г. «____»__________2011г.
Рабочая программа
учебного курса истории
для 5 класса
составлена учителем Безукладниковой И.В.
Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе федерального компонента стандарта
основного общего образования по истории,
примерной программы основного общего образования по истории,
базисного учебного плана МОУ «Лицей №2»
г. Камень-на-Оби
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса истории для 5 класса составлена на основе:
· федерального компонента стандарта основного общего образования по истории;
· Примерной программы основного общего образования по истории;
· Базисного учебного плана МОУ «Лицей №2».
Программа предназначена для изучения курса истории Древнего мира в 5 общеобразовательном классе. Содержание курса соответствует обязательному минимуму основных образовательных программ Стандарта основного общего образования по истории и типовой примерной программе основного общего образования по истории.
Цель изучения курса истории в 5 классе – формирование у учащихся исторического мышления, овладение учащимися основами знаний и конкретными представлениями об истории Древнего мира, его социальном, духовном, нравственном опыте. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории Древнего мира в их взаимосвязи и хронологической последовательности, усвоение основных понятий и терминов исторической науки, соответствующих изучаемому периоду истории;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- воспитание уважения к истории и традициям разных народов;
- формирование интереса к предмету и ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этносоциальными традициями.
Программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, при резерве 4 часа. Предусмотрено 4 повторительно-обобщающих урока (4час). Рабочая программа предусматривает изучение 5 содержательных единиц – разделов:
1. Что изучает история (пропедевтический блок);
2. Первобытное общество;
3. Древний Восток;
4. Древняя Греция и эллинистический мир;
5. Древний Рим.
Преподавание курса осуществляется на основе личностно ориентированного подхода к обучению. Курс имеет гуманистическую и развивающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий. Предполагается активное применение методов и приемов проблемного обучения, технологии критического мышления, интерактивных методов, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы, уроки-галереи, уроки-портреты, викторины, виртуальные путешествия, интегрированные уроки, мультимедийные уроки, уроки-презентации, уроки-суды. Предусмотрено широкое применение интерактивных упражнений в целях формирования коммуникативной культуры учащихся.
При изучении каждого раздела осуществляется диагностика и контроль знаний, умений, навыков, уровня сформированности ключевых компетенций. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование), письменные работы (тесты, понятийные, хронологические, картографические диктанты, сочинения, практические задания из рабочей тетради и т.д.). Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности.
УМК курса:
· Учебник «История Древнего мира. 5 класс», авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера,И.С. Свенцицкой (утвержден на заседании городского МО учителей истории);
· Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (в 2-х выпусках), автор Г.И.Годер;
· Мультимедийное учебное пособие «История. 5 класс». – Изд-во: Просвещение.
· Учебное электронное издание «Всеобщая история» (Кордис&медиа)
Используемый учебно-методический комплекс утвержден городским МО учителей истории, учебники включены в федеральный и региональный перечень рекомендованных учебников и учебных пособий и имеются в библиотеке лицея. Методическая система учебника и рабочих тетрадей (вопросы и задания к параграфу, иллюстрациям, схемам, документам, источникам, учебному тексту) ориентирует учащихся на познавательную деятельность, различающуюся по уровню самостоятельности (репродуктивную, преобразующую, творчески-поисковую) и методам решения познавательных задач (описание, оценка, интерпретация, сопоставление и т.д.).
Календарно-тематический план.
Сроки |
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1. Что изучает история |
5 |
||
Сентябрь |
1 |
Что такое история |
|
2 |
Откуда мы знаем, как жили наши предки. |
|
|
3 |
Счет лет в истории. |
|
|
4 |
Историческая карта. |
|
|
5 |
История России – часть всеобщей истории |
|
|
2. Первобытное общество. |
7 |
||
6 |
Древнейшие люди. |
|
|
7 |
Родовые общины охотников и собирателей. |
|
|
8 |
Возникновение искусства и религиозных верований. |
|
|
Октябрь |
9 |
Возникновение земледелия и скотоводства. |
|
10 |
Появление неравенства и знати. |
|
|
11 |
Древнейшее прошлое Каменской земли. |
|
|
12 |
Жизнь первобытных людей. Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
3. Древний Восток. |
19 |
||
13 |
Государство на берегах Нила. |
|
|
14 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. |
|
|
15 |
Жизнь египетского вельможи. |
|
|
16 |
Военные походы фараонов. |
|
|
17 |
Религия древних египтян. |
|
|
Ноябрь |
18 |
Культура Древнего Египта. |
|
19 |
Древний Египет. Контрольно-обобщающий урок. |
|
|
20 |
Древнее Двуречье. |
|
|
21 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. |
|
|
22 |
Финикийские мореплаватели. |
|
|
23 |
Библейские сказания. |
|
|
Декабрь |
24 |
Древнееврейское царство. |
|
25 |
Ассирийская держава. |
|
|
26 |
Персидская держава «царя царей». |
|
|
27 |
Природа и люди Древней Индии. |
|
|
28 |
Индийские касты. |
|
|
29 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций. |
|
|
30 |
Первый властелин единого Китая. |
|
|
31 |
Древний Восток. Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
|
4. Древняя Греция и эллинистический мир |
17 |
|
Январь |
32 |
Греки и критяне. |
|
33 |
Микены и Троя. |
|
|
34 |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». |
|
|
35 |
Религия древних греков. |
|
|
36 |
Древняя Аттика и ее население. |
|
|
37 |
Зарождение демократии в Афинах. |
|
|
Февраль |
38 |
Древняя Спарта. |
|
39 |
Греческие колонии. |
|
|
40 |
Олимпийские игры в древности. |
|
|
41 |
Нашествие персидских войск на Элладу. |
|
|
42 |
В гаванях афинского порта Пирей. |
|
|
43 |
В городе богини Афины. |
|
|
44 |
В театре Диониса. |
|
|
45 |
Афинская демократия при Перикле. |
|
|
Март |
46 |
Возвышение Македонии. |
|
47 |
Поход Александра Македонского на Восток. |
|
|
48 |
Путешествие по Древней Греции. Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
5. Древний Рим. |
16 |
||
49 |
Древнейший Рим. |
|
|
50 |
Завоевание Римом Италии. |
|
|
51 |
Римская республика. |
|
|
52 |
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. |
|
|
Апрель |
53 |
Рабство в Древнем Риме. |
|
54 |
Земельный закон братьев Гракхов. |
|
|
55 |
Восстание Спартака. |
|
|
56 |
Единовластие Цезаря. |
|
|
57 |
Установление империи. |
|
|
58 |
Соседи Римской империи. |
|
|
59 |
В Риме при императоре Нероне. |
|
|
60 |
Первые христиане и их учение. |
|
|
Май |
61 |
«Вечный город» и его жители. |
|
62 |
Римская империя при Константине. |
|
|
63 |
Взятие Рима варварами. |
|
|
64 |
Что мы знаем о Древнем Риме? Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
65-68 |
Резерв. (Семь чудес света. Выдающиеся исторические деятели древности. Путешествие по Древнему миру) |
4 |
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения истории в 5 классе ученик должен
знать/понимать
· что такое исторический процесс;
· основные этапы и ключевые события истории Первобытного общества и Древнего мира;
· выдающихся деятелей истории изученного периода;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в изученный период;
· изученные виды исторических источников;
уметь
· соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории Древнего мира;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изученного периода;
· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);
· объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
· определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, высказывания собственных суждений об историческом наследии различных народов, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
· глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
· твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
· неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
· наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
· отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М., изд. ВЛАДОС, 2004).
Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
· осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
· соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
· анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
· давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
· сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
· применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
· толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
· демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
· составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
· оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
· читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
· преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
· демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
· дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
· не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· демонстрирует общие представления об историческом процессе;
· путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
· показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
· отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
· не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
· не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
· читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
· раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
· правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
· допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
· не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
· не соотносит историческую информацию с картой;
· не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
· не умеет читать легенду карты;
· не распознает историческую информацию, представленную на карте;
· отказался работать с контурной картой.
Контроль уровня обучения
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
· Устный опрос;
· Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
· различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;
· анализ простейших исторических источников;
· тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);
· характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;
· работа со шкалой времени;
· творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;
· тексты с лакунами (пропусками);
· «Оживление» картины, рассказ по картине;
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. Программы. - М.: Просвещение, 2003.
2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2005-2011.
3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь. 5 класс. - (В 2 частях). – М. : Просвещение, 2008-2011.
4. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2005.
5. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – 3-е изд. – М., 2007.
6. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М., 2006.
7. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1986.
8. Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт. – сост. Чернова М.Н. – М.: Изд. «Экзамен», 2008.
9. Мультимедийное учебное пособие «История. 5 класс». – Изд-во: Просвещение.
10. Учебное электронное издание «Всеобщая история» «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
11. Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества. – «Марис Мультимедиа». Новый диск.- 2003.
Ресурсы Интернет:
1. http://vm.kemsu.ru - Виртуальный музей Первобытное искусство.
2. http://narodov.mify.org - Мифы народов мира/
3. http://greekroman.ru - Antiqua: энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.
4. http://zipsites.ru/pravo/ansient - Сайт Древний мир.
5. http://www.maat.ru - Ассоциация по изучению Древнего Египта.
6. http://www.mesopotamia.nm/ru - Древние цивилизации Месопотамии.
7. http://www.hellados.ru – Эллада.
8. http://war-ellada,narod.ru - Военное дело Древней Греции.
9. http://ansientroma.ru - История Древнего Рима.
.
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу
Номер изменений |
Дата |
Страницы с изменениями |
Основания для внесения изменений |
Содержание откорректированных разделов (тем) |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|