Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

 

 

«Утверждаю»                              «Согласовано»                                           «Рассмотрено»

Директор ОУ                              зам. директора по УВР                      на заседании кафедры

____________                           __________________                            протокол №_____

«___»________2011г.              «___»_________2011г.                           «____»__________2011г.

 

 

Рабочая программа

учебного курса истории

для 11 класса

 

составлена учителем Безукладниковой И.В.

МОУ «Лицей № 2»  г.Камень-на-Оби

Срок реализации программы – 1 год

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта

среднего (полного) общего образования по истории,

 Примерной программы среднего (полного) общего образования

по истории (базовый уровень),

программы курса истории для 10-11 классов

Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т.,

   базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2»

 

 

г. Камень-на-Оби

2011 год

 

Пояснительная записка

       Рабочая программа учебного курса истории для 11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента стан­дарта среднего (полного) общего образования по истории, примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), программы курса истории для 10-11 классов Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т.,  учебного пла­на МОУ «Лицей №2».

       В соответствии с базисным учебным планом, курс «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.

       Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, курс предназначен для школьников второго концентра обучения.

 

Цель изучения курса: формирование систематизованных знаний об историческом прошлом на основе ознакомления учащихся с социокультурным опытом человечества периода с середины XIX века до начала XXI века для понимания исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.

 

 

Задачи:

·         воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

·         освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

·         овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

·         формирование исторического мышления.

Основные содержательные линии примерной программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предусматривается их последовательное изучение: вначале курс «Всеобщей истории», затем курс «Истории России». Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

     

 

 

 

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории Примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени:

 

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы Примерной программы

Резерв учебного времени

 

компонент)

История России

Всеобщая история

 

XI класс

70 ч

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 36 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч

10 ч

 

В соответствии с учебным планом МОУ «Лицей №2», рассчитанным на 34 учебных недели, настоящая рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю. В том числе программа предусматривает 4 часа повторительно-обобщающих уроков, 2 часа - контрольных работ, 2 часа - резерва.

            Реализация программы предполагает определенную специфику межпредметных связей. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, профиля классов, в которых осуществляется преподавание  (социально-экономический, универсальный), принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания, экономики, права. Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.  

 

УМК:

·         Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира». 10-11 классы. – 3-е изд., испр. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.

·         Загладин Н.В., Симония Н.А. «История. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века»: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007-2011.

     

 Учебник утвержден на заседании городского МО учителей истории, соответствует концепции курса, образовательной программе ОУ. Используемая в преподавании курса авторская программа содержит пояснительную записку, в которой отражены цели курса, особенности его изучения. В программе по каждой теме приведен список рекомендуемой дополнительной литературы, перечень понятий и терминов, персоналий. В используемом тематическом планировании курса отдельная графа содержит рекомендации по планированию уроков. Авторская программа Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т. скорректирована в связи с тем, что Примерная программа предусматривает изучение истории в 11 классе с середины XIX, а учебник – с начала ХХ века. Поэтому ряд тем, не включенных в учебник, изучается на основе электронного учебника и мультимедиа презентаций, созданных учителем.

 

        Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии обучения. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы и методы в целях содействия будущим выпускникам в овладении ключевыми компетенциями.

      Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы, тесты, исторические диктанты, эссе) и устный опрос (устный ответ, собеседование, работа с картой). По итогам изучения курса запланирована контрольная работа.

 

Календарно-тематический план

Сроки

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Новейшая история

1.      Мир в индустриальную эпоху.

24

14

1.

Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале  XX в.

 

3.

Социально-политические последствия модернизации.

 

4.

Новый этап развития колониальных и зависимых стран.

 

6.

Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война.

 

7.

Последствия Первой мировой войны.

 

8.

Государства демократии – США, Англия, Франция в 1920-1930-е гг.

 

9.

Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии.

 

10.

Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе

 

11. 

Начальный период Второй мировой войны

 

12.

СССР и страны Запада во Второй мировой войне.

 

13.

Итоги и последствия Второй мировой войны

 

2.      Мир на пути к информационному обществу

10

14.

Социально-политическое развитие индустриальных стран после Второй мировой войны.

 

15.

Кризис индустриального общества на рубеже 1960–1970-х гг.

 

16.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации.

 

17.

Поиск путей выхода из системного кризиса стран социалистического блока.

 

18-19

Становление информационного общества в странах Запада.

 

20.

Модернизационные процессы в США и Западной Европе в 1980-1990-х гг.

 

21.

Итоги и перспективы мирового развития в начале XXI в.

 

22.

Мировая культура XX в.

 

23.

Повторительно-обобщающий урок «Мир в ХХ веке»

 

24.

Контрольная работа «Мир в ХХ веке»

 

История России.

36

9

1.      Российская империя на пути модернизации.

25

Эпоха Великих реформ.

 

26.

Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России в пореформенный период.

 

27.

Внешняя политика России в последней трети  XIXв.

 

28.

Россия на рубеже  XIX-XX вв.

 

29.

Русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

 

30.

Развитие политической системы России в начале XX века.

 

31.

Столыпинские реформы. Россия накануне I мировой войны.

 

32.

Россия в Первой мировой войне.

 

33.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков.

 

2.      Революция 1917 г. и Гражданская война в России.

6

34.

Февральская революция в России.

 

35.

Развитие революционного процесса в России: от февраля к октябрю.

 

36.

Установление Советской власти в России

 

37.

Гражданская война в России.

 

38.

«Военный коммунизм».

 

39.

Повторительно-обобщающий урок  по теме «Революция 1917 г. и Гражданская война в России».

 

3.      СССР в 1920-1930-е гг.

 

40.

Переход к новой экономической политике и создание СССР.

5

41.

Выбор путей развития СССР в 1920-е гг.

 

42.

Коллективизация и индустриализация.

 

43.

Советское общество в 1930-е гг.

 

44.

Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

 

4.      Великая Отечественная война

5

45.

СССР в первый период Великой Отечественной войны (1941-начало 1942).

 

46.

Советский союз в переломный период Второй мировой войны (1942-1943).

 

47.

Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны.

 

48.

Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы

 

49.

Повторительно-обобщающий урок по теме Великая Отечественная война

 

5.      СССР в конце 1940-х – начале 1980-х гг.

6

50.

СССР в первые послевоенные годы.

 

51.

СССР после смерти И.В.Сталина.

 

52.

СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг.

 

53.

Кризис советской системы в 1970-х гг.

 

54.

Период партнёрства и соперничества между СССР и США.

 

55.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг.

 

6.      «Перестройка» и распад СССР.

3

56.

Перестройка в СССР.

 

57.

«Новое политическое мышление».

 

58.

Распад СССР.

 

7.      Российская Федерация в 1990-е гг. – начале XXI века.

5

59.

Становление новой российской государственности.

 

60.

Экономические реформы: цели и итоги преобразований.

 

61.

Духовная жизнь российского общества в 1990-е гг.

 

62.

Россия в начале XXI века.

 

63.

Россия и международные отношения в начале  XXI века.

 

Повторение и контроль

3

64.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в ХХ веке».

 

65.

Итоговая контрольная работа «Россия в ХХ веке».

 

66

Итоговый повторительно-обобщающий урок «Место России во всемирно-историческом процессе».

 

67-68.

Резерв.

2

 

 

Всего часов

68

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик 11 класса должен

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

       

            Конкретный перечень понятий, дат, персоналий, которые должен знать учащийся 11 класса содержится в авторской программе Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т.. Перечень структурирован по разделам и темам.

 

 

 

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

                                                                                                                                  I.            Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

·         осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

 логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

·         соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

·          анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

·          давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

·          сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

·          применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

·          толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

·          демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

·          составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

·          оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

·          читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

·          преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

·         демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

·         дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

·         не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

·          показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

·          отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

·          не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

·          не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

                                                                                      II.            Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся  

·         установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

·          сопоставил факты нескольких исторических источников;

·          применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

·          дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

·          привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

·          аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

·         определил тип источника и историческую эпоху его появления;

·          извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

·          сопоставил факты нескольких исторических источников;

·          применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

·          прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

·          привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

·          на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;  

·         попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

·         не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

·         не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

·          не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

·         пересказал текст источника без его комментирования,  или дал ответ не в контексте задания.

                                                                                             III.            Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

·         читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

·          раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

·          правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

·         допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

·         не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

·         допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

·         не соотносит историческую информацию с картой;

·          не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

·         не умеет читать легенду карты;

·         не распознает историческую информацию, представленную на карте;

·         отказался работать с контурной картой.

Контроль уровня обучения

        Основными видами диагностики и текущего контроля знаний, умений и навыков  на данном этапе обучения являются:

·         Устный опрос (собеседование и проч.);

·         Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);

·         Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, комплексные и др.

·         Различные виды работ с исторической картой;

·         Анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

·         Тесты (с выбором вариантов ответа, с открытым ответом, комплексные);

·         Тексты с лакунами (пропусками);

·         Историческое сочинение, эссе и т.п.

·         Рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

  

            По итогам изучения курса предусмотрена контрольная работа в виде комплексного теста с заданиями 3-х уровней сложности.

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

УМК:

1.      Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира». 10-11 классы. – 3-е изд., испр. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.

2.      Загладин Н.В., Симония Н.А. «История. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века»: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007-2011.

Дополнительная литература для учителя:

1.      Агафонов С.В. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово»/ http://www.russkoe-slovo.ru/ Сайт издательства «Русское слово».

2.      Данилов А.А. История России: пособие для подг. к Единому гос. экзамену и устным экзаменам по истории/ А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2006. - 319с.

3.      Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.

4.      История России. 11 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 144с.

5.      Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 классы. Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.

6.      Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.

7.      Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Эксмо, 2006. – 624с.

8.      Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах/Автор-сост. Корнева Т.А. – Волгоград: Учитель, 2004.

9.      Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

10.  Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.

11.  Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

12.  Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.

Электронные пособия:

1.      Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

2.      Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

3.      Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». -  «Интерактивный мир». АО Коминфо.

Ресурсы Интернет

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://innvik.ucoz.com/ Персональный сайт учителя Безукладниковой И.В.

 

Лист регистрации  изменений, вносимых  в  рабочую учебную программу.

 

Номер изменений

Дата

Страницы

 с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание

откорректированных

разделов (тем)

Подпись