Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании кафедры
____________ __________________ протокол №_____
«___»________2011г. «___»_________2011г. «____»__________2011г.
Рабочая программа
учебного курса истории
для 11 класса
составлена учителем Безукладниковой И.В.
МОУ «Лицей № 2» г.Камень-на-Оби
Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе федерального компонента стандарта
среднего (полного) общего образования по истории,
Примерной программы среднего (полного) общего образования
по истории (базовый уровень),
программы курса истории для 10-11 классов
Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т.,
базисного учебного плана МОУ «Лицей №2»
г. Камень-на-Оби
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса истории для 11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по истории, примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), программы курса истории для 10-11 классов Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т., учебного плана МОУ «Лицей №2».
В соответствии с базисным учебным планом, курс «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, курс предназначен для школьников второго концентра обучения.
Цель изучения курса: формирование систематизованных знаний об историческом прошлом на основе ознакомления учащихся с социокультурным опытом человечества периода с середины XIX века до начала XXI века для понимания исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.
Задачи:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· формирование исторического мышления.
Основные содержательные линии примерной программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предусматривается их последовательное изучение: вначале курс «Всеобщей истории», затем курс «Истории России». Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории Примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени:
Классы |
Объем учебного времени (федеральный |
Разделы Примерной программы |
Резерв учебного времени |
|
|
компонент) |
История России |
Всеобщая история |
|
XI класс |
70 ч |
История России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 36 ч |
Всеобщая история (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч |
10 ч |
В соответствии с учебным планом МОУ «Лицей №2», рассчитанным на 34 учебных недели, настоящая рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю. В том числе программа предусматривает 4 часа повторительно-обобщающих уроков, 2 часа - контрольных работ, 2 часа - резерва.
Реализация программы предполагает определенную специфику межпредметных связей. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, профиля классов, в которых осуществляется преподавание (социально-экономический, универсальный), принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания, экономики, права. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
УМК:
· Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира». 10-11 классы. – 3-е изд., испр. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.
· Загладин Н.В., Симония Н.А. «История. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века»: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007-2011.
Учебник утвержден на заседании городского МО учителей истории, соответствует концепции курса, образовательной программе ОУ. Используемая в преподавании курса авторская программа содержит пояснительную записку, в которой отражены цели курса, особенности его изучения. В программе по каждой теме приведен список рекомендуемой дополнительной литературы, перечень понятий и терминов, персоналий. В используемом тематическом планировании курса отдельная графа содержит рекомендации по планированию уроков. Авторская программа Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т. скорректирована в связи с тем, что Примерная программа предусматривает изучение истории в 11 классе с середины XIX, а учебник – с начала ХХ века. Поэтому ряд тем, не включенных в учебник, изучается на основе электронного учебника и мультимедиа презентаций, созданных учителем.
Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии обучения. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы и методы в целях содействия будущим выпускникам в овладении ключевыми компетенциями.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы, тесты, исторические диктанты, эссе) и устный опрос (устный ответ, собеседование, работа с картой). По итогам изучения курса запланирована контрольная работа.
Календарно-тематический план
Сроки |
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май |
Новейшая история 1. Мир в индустриальную эпоху. |
24 14 |
|
1. |
Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в. |
|
|
3. |
Социально-политические последствия модернизации. |
|
|
4. |
Новый этап развития колониальных и зависимых стран. |
|
|
6. |
Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война. |
|
|
7. |
Последствия Первой мировой войны. |
|
|
8. |
Государства демократии – США, Англия, Франция в 1920-1930-е гг. |
|
|
9. |
Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии. |
|
|
10. |
Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе |
|
|
11. |
Начальный период Второй мировой войны |
|
|
12. |
СССР и страны Запада во Второй мировой войне. |
|
|
13. |
Итоги и последствия Второй мировой войны |
|
|
2. Мир на пути к информационному обществу |
10 |
||
14. |
Социально-политическое развитие индустриальных стран после Второй мировой войны. |
|
|
15. |
Кризис индустриального общества на рубеже 1960–1970-х гг. |
|
|
16. |
Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации. |
|
|
17. |
Поиск путей выхода из системного кризиса стран социалистического блока. |
|
|
18-19 |
Становление информационного общества в странах Запада. |
|
|
20. |
Модернизационные процессы в США и Западной Европе в 1980-1990-х гг. |
|
|
21. |
Итоги и перспективы мирового развития в начале XXI в. |
|
|
22. |
Мировая культура XX в. |
|
|
23. |
Повторительно-обобщающий урок «Мир в ХХ веке» |
|
|
24. |
Контрольная работа «Мир в ХХ веке» |
|
|
История России. |
36 9 |
||
1. Российская империя на пути модернизации. |
|||
25 |
Эпоха Великих реформ. |
|
|
26. |
Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России в пореформенный период. |
|
|
27. |
Внешняя политика России в последней трети XIXв. |
|
|
28. |
Россия на рубеже XIX-XX вв. |
|
|
29. |
Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. |
|
|
30. |
Развитие политической системы России в начале XX века. |
|
|
31. |
Столыпинские реформы. Россия накануне I мировой войны. |
|
|
32. |
Россия в Первой мировой войне. |
|
|
33. |
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. |
|
|
2. Революция 1917 г. и Гражданская война в России. |
6 |
||
34. |
Февральская революция в России. |
|
|
35. |
Развитие революционного процесса в России: от февраля к октябрю. |
|
|
36. |
Установление Советской власти в России |
|
|
37. |
Гражданская война в России. |
|
|
38. |
«Военный коммунизм». |
|
|
39. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Революция 1917 г. и Гражданская война в России». |
|
|
3. СССР в 1920-1930-е гг. |
|
||
40. |
Переход к новой экономической политике и создание СССР. |
5 |
|
41. |
Выбор путей развития СССР в 1920-е гг. |
|
|
42. |
Коллективизация и индустриализация. |
|
|
43. |
Советское общество в 1930-е гг. |
|
|
44. |
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. |
|
|
4. Великая Отечественная война |
5 |
||
45. |
СССР в первый период Великой Отечественной войны (1941-начало 1942). |
|
|
46. |
Советский союз в переломный период Второй мировой войны (1942-1943). |
|
|
47. |
Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны. |
|
|
48. |
Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы |
|
|
49. |
Повторительно-обобщающий урок по теме Великая Отечественная война |
|
|
5. СССР в конце 1940-х – начале 1980-х гг. |
6 |
||
50. |
СССР в первые послевоенные годы. |
|
|
51. |
СССР после смерти И.В.Сталина. |
|
|
52. |
СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг. |
|
|
53. |
Кризис советской системы в 1970-х гг. |
|
|
54. |
Период партнёрства и соперничества между СССР и США. |
|
|
55. |
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. |
|
|
6. «Перестройка» и распад СССР. |
3 |
||
56. |
Перестройка в СССР. |
|
|
57. |
«Новое политическое мышление». |
|
|
58. |
Распад СССР. |
|
|
7. Российская Федерация в 1990-е гг. – начале XXI века. |
5 |
||
59. |
Становление новой российской государственности. |
|
|
60. |
Экономические реформы: цели и итоги преобразований. |
|
|
61. |
Духовная жизнь российского общества в 1990-е гг. |
|
|
62. |
Россия в начале XXI века. |
|
|
63. |
Россия и международные отношения в начале XXI века. |
|
|
Повторение и контроль |
3 |
||
64. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в ХХ веке». |
|
|
65. |
Итоговая контрольная работа «Россия в ХХ веке». |
|
|
66 |
Итоговый повторительно-обобщающий урок «Место России во всемирно-историческом процессе». |
|
|
67-68. |
Резерв. |
2 |
|
|
|
Всего часов |
68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик 11 класса должен
знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Конкретный перечень понятий, дат, персоналий, которые должен знать учащийся 11 класса содержится в авторской программе Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т.. Перечень структурирован по разделам и темам.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
I. Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
· осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
· соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
· анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
· давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
· сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
· применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
· толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
· демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
· составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
· оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
· читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
· преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
· демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
· дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
· не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
· показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
· отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
· не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
· не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
II. Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
· установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
· сопоставил факты нескольких исторических источников;
· применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
· дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
· привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
· аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
· определил тип источника и историческую эпоху его появления;
· извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
· сопоставил факты нескольких исторических источников;
· применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
· прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
· привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
· на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
· попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
· не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
· не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
· не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
· пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
III. Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
· читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
· раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
· правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
· допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
· не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
· допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
· не соотносит историческую информацию с картой;
· не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
· не умеет читать легенду карты;
· не распознает историческую информацию, представленную на карте;
· отказался работать с контурной картой.
Контроль уровня обучения
Основными видами диагностики и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
· Устный опрос (собеседование и проч.);
· Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
· Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, комплексные и др.
· Различные виды работ с исторической картой;
· Анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
· Тесты (с выбором вариантов ответа, с открытым ответом, комплексные);
· Тексты с лакунами (пропусками);
· Историческое сочинение, эссе и т.п.
· Рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
По итогам изучения курса предусмотрена контрольная работа в виде комплексного теста с заданиями 3-х уровней сложности.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
УМК:
1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира». 10-11 классы. – 3-е изд., испр. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.
2. Загладин Н.В., Симония Н.А. «История. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века»: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007-2011.
Дополнительная литература для учителя:
1. Агафонов С.В. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово»/ http://www.russkoe-slovo.ru/ Сайт издательства «Русское слово».
2. Данилов А.А. История России: пособие для подг. к Единому гос. экзамену и устным экзаменам по истории/ А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2006. - 319с.
3. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.
4. История России. 11 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 144с.
5. Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 классы. Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
6. Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.
7. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Эксмо, 2006. – 624с.
8. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах/Автор-сост. Корнева Т.А. – Волгоград: Учитель, 2004.
9. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
10. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.
11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
12. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.
Электронные пособия:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.
2. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
3. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://innvik.ucoz.com/ Персональный сайт учителя Безукладниковой И.В.
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу.
Номер изменений |
Дата |
Страницы с изменениями |
Основания для внесения изменений |
Содержание откорректированных разделов (тем) |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|