Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании кафедры
____________ ___________ протокол №_____
«___»________2011г. «___»_________2011г. «____»__________2011г.
Рабочая программа
учебного курса экономики
для 10 класса
составлена учителем Безукладниковой И.В.
МОУ «Лицей № 2» г.Камень-на-Оби
Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе федерального компонента стандарта
среднего (полного) общего образования по обществознанию,
примерной программы среднего (полного) общего образования
по экономике (профильный уровень),
базисного учебного плана МОУ «Лицей №2»
г. Камень-на-Оби
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса экономики для 10 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по экономике, Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень).
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, предусмотрен резерв в объеме 2 учебных часов.
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи и фирмы. Основные содержательные линии курса 10 класса:
· основные концепции экономики;
· микроэкономика;
· прикладная экономика.
Данные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, курс экономики является систематическим, при этом преемственным по отношению к основной школе (экономическому модулю в рамках курса обществознания). Рабочая программа предусматривает интеграционные возможности курсов экономики, права, обществознания, математики при изучении вопросов собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, роли экономики в жизни общества, решении задач и графическом моделировании экономических процессов.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень / Под ред. С.И. Иванова. – 12-е изд. и последующие – В 2-х книгах. Кн. 1, – М.: Вита-Пресс, 2008-2011-320с.) и методическое пособие для учителя (Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10- 11 классов общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2005).
Цель программы обучения:
освоение системы знаний об основах экономической теории, экономической деятельности семьи, фирм и государства, необходимых для выполнения типичных социальных ролей в сфере экономических отношений и для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.
Задачи программы обучения:
· развитие гражданского образования, экономического образа мышления;
· воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
· овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
В преподавании курса применяются преимущественно методы и приемы проблемного обучения, технологии критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии. Организационные формы обучения представлены как традиционными на старшей ступени (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активными и интерактивными формы (круглый стол, дебаты, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении ключевыми компетенциями.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Календарно-тематический план
Сроки |
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
I. Основные концепции экономики. |
13 |
||
Сентябрь |
1. |
Экономика: наука и хозяйство. |
1 |
2. |
Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки. |
1 |
|
3. |
Методы экономической науки |
1 |
|
4-5. |
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. |
2 |
|
6-7. |
Факторы производства. |
2 |
|
8. |
Специализация и разделение труда. |
1 |
|
Октябрь |
9. |
Обмен. |
1 |
10. |
Собственность. |
1 |
|
11-12. |
Экономические системы: понятие, типы. |
2 |
|
13. |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
|
II. Спрос и предложение. |
12 |
||
Октябрь |
14. |
Рынок: понятие, функции, виды. |
1 |
15. |
Кругооборот доходов в рыночной экономике. |
1 |
|
16. |
Спрос и закон спроса. |
1 |
|
17. |
Факторы формирования спроса. |
1 |
|
Ноябрь |
18. |
Ценовая эластичность спроса. |
1 |
19. |
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. |
1 |
|
20. |
Предложение и закон предложения. |
1 |
|
21. |
Факторы формирования предложения. |
1 |
|
22. |
Эластичность предложения по цене. |
1 |
|
23-24. |
Рыночное равновесие. |
2 |
|
25. |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
|
III. Поведение потребителя. |
3 |
||
Декабрь |
26. |
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. |
1 |
27. |
Кривые безразличия. |
1 |
|
28. |
Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. |
1 |
|
IV. Фирма. Производство и издержки. |
7 |
||
|
29. |
Современная фирма: понятие, цели деятельности. |
2 |
30. |
Продукт фирмы. |
1 |
|
31. |
Закон убывающей эффективности. |
1 |
|
32-34. |
Бухгалтерские и экономические издержки. |
3 |
|
Январь |
35. |
Какой размер фирмы считать оптимальным (эффект масштаба производства). |
2 |
36. |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
|
V. Бизнес. |
12 |
||
|
37. |
Предпринимательство: понятие, виды, роль в экономике. |
1 |
38. |
Предприниматель. |
1 |
|
39-40. |
Организационно-правовые формы предприятий. |
2 |
|
Февраль |
41. |
Деловая игра «Акционерное общество». |
1 |
42. |
Менеджмент и менеджер. |
1 |
|
43. |
Организация как функция менеджмента. |
1 |
|
44. |
Планирование как функция менеджмента. Бизнес-план. |
1 |
|
45. |
Мотивация как функция менеджмента. |
1 |
|
46. |
Маркетинг: понятие, эволюция, элементы. |
1 |
|
47. |
Реклама. |
1 |
|
48. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Бизнес» (экскурсия на предприятия города Камень-на-Оби). |
1 |
|
VI. Деньги и банковская система |
4 |
||
Март |
49. |
Деньги: понятие, свойства, функции. |
1 |
50. |
Формы денег. |
1 |
|
51. |
Банки: понятие, функции, операции. |
1 |
|
52. |
Банковская система. |
1 |
|
53. |
Решение тестов и задач по теме «Деньги и банковская система» |
|
|
VII. Рынки факторов производства и распределения доходов. |
4 |
||
Апрель |
53. |
Рынок труда и заработная плата. |
1 |
54. |
Рынок земли и земельная рента. |
1 |
|
55. |
Капитал и процент. |
1 |
|
56. |
|
1 |
|
VIII. Конкуренция и рыночные структуры |
8 |
||
|
57. |
Типы рыночных структур. |
1 |
58. |
Совершенная конкуренция. |
1 |
|
59. |
Монополистическая конкуренция. |
1 |
|
60. |
Олигополия. |
1 |
|
61 |
Монополия и монопсония. |
1 |
|
Май |
62. |
Решение тестов и задач по теме «Конкуренция и рыночные структуры». |
1 |
63. |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
|
64-65. Повторение |
2 |
||
|
66. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
67-68 |
Резерв. |
2 |
|
|
|
Всего |
68
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик 10 класса должен
Знать/Понимать
· смысл основных теоретических положений экономической науки;
· основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка;
Уметь
· приводить примеры: видов рынка, типов экономических систем, видов денег;
· описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы; банковскую систему;
· объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса, закон предложения; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда;
· сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, организационно-правовые формы предприятий;
· вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд;
· применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· исполнения типичных экономических ролей;
· решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
· осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Поскольку Экономика является составной частью образовательной области «Обществознание» для оценки ЗУН обучающихся применяются критерии и нормы, соответствующие обществознанию (при оценке устных ответов, письменных работ, эссе).
Контроль уровня обучения
Текущий контроль уровня обучения осуществляется на основе выполнения десятиклассниками письменных и устных видов заданий, выполняемых как аудиторно, так и самостоятельно в виде домашнего задания. Не менее 25% учебного времени в соответствии с примерной программой отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
· работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
· критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
· освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
· применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
· аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
· написание творческих работ по экономическим вопросам.
Основными организационными формами диагностики и контроля с учетом специфики содержания курса являются:
· словарная работа;
· понятийный (терминологический) диктант;
· анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов;
· практикумы, решение экономических задач;
· публичные выступления;
· тесты;
По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
1. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень / Под ред. С.И. Иванова. – 12-е изд. и последующие – В 2-х книгах. Кн. 1, – М.: Вита-Пресс, 2008-2011-320с.
2. Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10- 11 классов общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2005.
Дополнительная литература для учителя:
1. Акимов Д.В.Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для общеобразоват. учрежд. – М. Вита-пресс, 2008.- 320с.
2. Баранов П.А. Обществознание: экспересс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика» - М.:АСТРЕЛЬ, 2009. – 158с.
3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика:Учебн. Пособие для 10-11 кл. школ гуманитарного профиля. В 2-х кн. /Российский фонд правовых реформ. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004. – 288с.
4. Липсиц И.В.. Экономика: Базовый курс: учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.
5. ПрутченкоВ А.С., Райзберг Б. Г. Практическая экономика: методические разработки экономических практикумов и деловых игр. – М., 1993.
6. Савицкая Е.В.«Уроки экономики в школе. В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. - М: Вита-Пресс,1998. – 447с.
7. Электронное издание. 1С школа. Экономика и право.9-11 классы.
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу.
Номер изменений |
Дата |
Страницы с изменениями |
Основания для внесения изменений |
Содержание откорректированных разделов (тем) |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|