Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

 

 

«Утверждаю»                              «Согласовано»                                           «Рассмотрено»

Директор ОУ                              зам. директора по УВР                      на заседании кафедры

____________                             ___________                                       протокол №_____

«___»________2010г.              «___»_________2010г.                         «____»__________2010г.

 

 

Рабочая программа

учебного курса экономики

для 11 класса

 

 

составлена учителем Безукладниковой И.В.

МОУ «Лицей № 2»  г.Камень-на-Оби

Срок реализации программы – 1 год

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта

среднего (полного) общего образования по экономике,

 примерной программы среднего (полного) общего образования

по экономике (профильный уровень),

   базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2»

 

 

 

 

 

г. Камень-на-Оби

2010 год


Пояснительная записка

                Рабочая программа учебного курса экономики для 11 класса  (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента стан­дарта  среднего (полного) общего образования по экономике,  Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень).                                             

Содержание среднего (полного) общего образования  на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Курс экономики 11 класса включает общие представления об макроэкономических явлениях и процессах, особенностях российской экономики и функционировании международной экономики. Содержание программы 11 класса дополнено оригинальными блоками «Особенности экономического развития Алтайского края» и «Экономическое развитие нашего города» за счет резервного времени.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, преемственна по отношению к курсу обществознания основной школы (экономическому модулю) и курсу 10 класса. Рабочая программа предусматривает интеграционные возможности курсов экономики, права, обществознания, истории, математики при изучении роли государства в экономике, истории развития отечественной и международной экономики, при решении задач и графическом моделировании макроэкономических процессов.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, предусмотрен резерв в объеме 2 учебных часов, итоговое повторение – 6 часов.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень / Под ред. С.И. Иванова. – 12-е изд. и последующие – В 2-х книгах. Кн. 2  – М.: Вита-Пресс, 2008-2010-320с.)  и методическое пособие  для учителя (Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10- 11 классов общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2005).

 

Цель программы обучения:

освоение системы знаний о макроэкономических процессах и явлениях, необходимых для выполнения типичных социальных ролей в сфере экономических отношений и для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.

Задачи программы обучения:

·         развитие гражданского образования, экономического образа мышления;

·         воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

·         овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

·         формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

 

В преподавании курса применяются преимущественно методы и приемы  проблемного обучения,  технологии критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии. Организационные формы обучения представлены как традиционными на старшей ступени  (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активными и интерактивными формы (круглый стол, дебаты, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении ключевыми компетенциями.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

Сроки

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Сентябрь

1.

Введение. Что такое макроэкономика.

1

 

I.                   Валовой внутренний продукт и национальный доход.

6

 

2.

Понятие системы национальных счетов.

 

Понятийный диктант.

3.

Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.

 

 

4.

Методы измерения ВВП.

 

Практикум (решение задач)

5.

Национальный доход.

 

 

6.

Номинальные и реальные экономические показатели.

 

 

7.

Повторительно-обобщающий урок.

 

Тест

II.                Макроэкономическое равновесие.

6

 

8.

Доход, потребление и сбережения.

 

 

Октябрь

9.

Функция потребления.

 

Решение задач

10.

Сбережения и инвестиции.

 

 

11.

Мультипликатор.

 

 

12.

Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM.

 

 

13.

Повторительно-обобщающий урок.

 

Понятийный диктант по теме раздела.

III.             Экономический цикл, занятость и безработица

 

 

14.

Экономический цикл: понятие, причины.

 

 

15.

Механизмы экономического цикла.

 

 

16.

Практикум  «Экономический цикл».

 

Решение тестов, ситуационных задач.

17.

Занятые и безработные.

 

Эссе

Ноябрь

18.

Причины и формы безработицы.

 

 

19.

Последствия безработицы.

 

Текст с лакунами

20-21

Государственное  регулирование занятости

 

Экскурсия в службу занятости, отчет

22.

Повторительно-обобщающий урок.

 

Тест

 

IV.             Инфляция.

7

 

Декабрь

23.

Определение инфляции и ее измерение.

 

Текст с лакунами

24.

Причины инфляции.

 

 

25.

Формы инфляции.

 

Практикум (Расчетные задачи)

26-27

Последствия инфляции для различных социальных групп населения.

 

Деловая игра

28.

Кривая Филлипса.

 

 

29.

Контрольная работа по теме «Инфляция».

 

Тест.

 

V.                Экономический рост.

6

 

Январь

30.

Содержание экономического роста.

 

 

31.

Измерение экономического роста.

 

 

32.

Производственная функция и факторы роста.

 

Словарная работа

33.

Экстенсивные и интенсивные факторы роста.

 

Практикум

34.

Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце ХХ в.

 

 

35.

Экономическое и общественное развитие.

 

Текст  с лакунами

 

VI.             Экономика и государство

8

 

Февраль

36.

Экономические задачи государства.

 

Анализ текста

37.

Бюджетно-финансовая политика.

 

 

38.

Кредитно-денежная политика.

 

 

39.

Налоги.

 

 

40.

Государственный бюджет.

 

 

41.

Государственный долг.

 

Понятийный диктант по темам 39-41

42.

Подготовка проекта государственного бюджета.

 

Деловая игра

43.

Контрольная работа «Экономика и государство»

 

Тест

 

VII.          Международная экономика

10

 

Март

44.

Мировое хозяйство.

 

 

45.

Международная торговля.

 

 

46.

Внешнеторговая политика.

 

Понятийный диктант по темам 44-46

47.

Валютный рынок.

 

 

48.

Международные экономические отношения.

 

Деловая игра.

49.

Международное движение капиталов.

 

 

 

50.

Глобальные экономические проблемы.

 

Эссе

 

51.

Международная экономическая интеграция.

 

Анализ текста

 

52.

Повторительно-обобщающий урок.

 

 

 

53.

Контрольная работа по теме «Международная экономика».

 

Тест

 

VIII.       Экономика современной России.

6

 

 

54.

Экономическая история России.

 

 

 

55.

Рыночные преобразования в России в 90-е гг. ХХ в.

 

работу с источниками экономической информации, презентация групповых проектов

 

 

56.

Содержание рыночных преобразований на современном этапе экономического развития России.

 

 

57.

Потенциал России и возможности экономического роста.

 

 

58.

Особенности экономического развития Алтайского края.

 

 

59.

Экономическое развитие нашего города: вчера, сегодня, завтра.

 

Экскурсия

Май

60-65

Итоговое повторение

6

 

66

Контрольная работа

2

Тест

67-68

Резерв

2

 

 

 

Всего

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик 11 класса должен

Знать/Понимать

·                 смысл основных теоретических положений экономической науки;

·                основные экономические принципы функционирования государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

·                приводить примеры:  макроэкономических явлений, взаимовыгодной международной торговли;

·                 описывать: предмет и особенности макроэкономики,   основные виды налогов,   рынок труда,  экономические циклы, современную российскую экономику, глобальные экономические проблемы;

·                объяснять: макроэкономические экономические явления; причины и  последствия инфляции, сущность экономического роста, роль государства в экономике;

·                сравнивать (различать):   безработных и незанятых, формы инфляции, факторы экономического роста;

·               вычислять на условных примерах: реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,  уровень безработицы;

·                применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации, статистические данные

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                исполнения типичных экономических ролей;

·                решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

·                совершенствования собственной познавательной деятельности;

·                оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

·                осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

 

 

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Поскольку Экономика является составной частью образовательной области «Обществознание» для оценки ЗУН обучающихся применяются критерии и нормы,  соответствующие обществознанию (при оценке устных ответов, письменных работ, эссе).

 

 

 

Контроль уровня обучения

Текущий контроль уровня обучения осуществляется  на основе выполнения одиннадцатиклассниками письменных  и устных видов заданий, выполняемых как аудиторно, так и самостоятельно в виде домашнего задания. Не менее 25% учебного времени в соответствии с  примерной программой отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

·         работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

·         критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

·         решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

·         освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

·         применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

·         аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

·         написание творческих работ по экономическим вопросам.

  

  Основными организационными формами диагностики и  контроля с учетом специфики содержания курса являются:

·         словарная работа;

·         понятийный (терминологический) диктант;

·         анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов;

·         практикумы, решение экономических задач;

·         публичные выступления;

·         тесты;

    По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

1.      Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень / Под ред. С.И. Иванова. – 12-е изд. и последующие – В 2-х книгах. Кн. 2.  – М.: Вита-Пресс, 2008-2010-320с.

2.      Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10- 11 классов общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2005.

  1. Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Практикум по основам экономической теории: Учеб. пособие для 10- 11 кл. общеобразов. учрежд. с углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2005.

Дополнительная литература для учителя:

1.      Акимов Д.В.Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для общеобразоват. учрежд. – М. Вита-пресс, 2008.- 320с.

2.      Баранов П.А. Обществознание: экспересс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика» - М.:АСТРЕЛЬ, 2009. – 158с.

3.      Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика:Учебн. Пособие для 10-11 кл. школ гуманитарного профиля. В 2-х кн. /Российский фонд правовых реформ. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004. – 288с.

4.      Липсиц И.В.. Экономика: Базовый курс: учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.

5.      ПрутченкоВ А.С., Райзберг Б. Г. Практическая экономика: методические разработки экономических практикумов и деловых игр. – М., 1993.

6.      Савицкая Е.В.«Уроки экономики в школе.  В 2 кн. Кн. 2. Пособие для учителя. - М: Вита-Пресс,1998. – 447с.

7.      Электронное издание. 1С школа. Экономика и право. 9-11 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист регистрации  изменений, вносимых  в  рабочую учебную программу.

 

Номер изменений

Дата

Страницы

 с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание

откорректированных

разделов (тем)

Подпись