Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

 

 

«Утверждаю»                              «Согласовано»                                           «Рассмотрено»

Директор ОУ                              зам. директора по УВР                      на заседании кафедры

____________                             ___________                                       протокол №_____

«___»________2010г.              «___»_________2010г.                         «____»__________2010г.

 

 

Рабочая программа

учебного курса экономики

для 10 класса

 

составлена учителем Безукладниковой И.В.

МОУ «Лицей № 2»  г.Камень-на-Оби

Срок реализации программы – 1 год

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта

среднего (полного) общего образования по обществознанию,

 примерной программы среднего (полного) общего образования

по экономике (профильный уровень),

   базисного учебного пла­на МОУ «Лицей №2»

 

 

 

 

г. Камень-на-Оби

2010 год


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса экономики для 10 класса  (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента стан­дарта  среднего (полного) общего образования по экономике,  Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень).

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, предусмотрен резерв в объеме 2 учебных часов.

 Содержание среднего (полного) общего образования  на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи и фирмы. Основные содержательные линии курса 10 класса:

·         основные концепции экономики;

·         микроэкономика;

·         прикладная экономика.

Данные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, курс экономики является систематическим, при этом преемственным по отношению к основной школе (экономическому модулю в рамках курса обществознания). Рабочая программа предусматривает интеграционные возможности курсов экономики, права, обществознания, математики при изучении вопросов собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, роли экономики в жизни общества, решении задач и графическом моделировании экономических процессов.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень / Под ред. С.И. Иванова. – 12-е изд. и последующие – В 2-х книгах. Кн. 1,  – М.: Вита-Пресс, 2008-2010-320с.)  и методическое пособие  для учителя (Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10- 11 классов общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2005).

 

Цель программы обучения:

освоение системы знаний об основах экономической теории, экономической деятельности семьи, фирм и государства, необходимых для выполнения типичных социальных ролей в сфере экономических отношений и для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.

Задачи программы обучения:

·         развитие гражданского образования, экономического образа мышления;

·         воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

·         овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

·         формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

 

         В преподавании курса применяются преимущественно методы и приемы  проблемного обучения,  технологии критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии. Организационные формы обучения представлены как традиционными на старшей ступени  (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активными и интерактивными формы (круглый стол, дебаты, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении ключевыми компетенциями.

        Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел «Календарно-тематический план».

 

Сроки

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

       I.            Основные концепции экономики.

13

 

Сентябрь

1.

Экономика: наука и хозяйство.

1

 

2.

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки.

1

 

3.

Методы экономической науки

1

 

4-5.

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.

2

Решение задач

6-7.

Факторы производства.

2

 

8.

Специализация и разделение труда.

1

 

Октябрь

9.

Обмен.

1

 

10.

Собственность.

1

Тест

11-12.

Экономические системы: понятие, типы.

2

Сравнительная характеристика (таблица)

13.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Тест

    II.            Спрос и предложение.

12

 

Октябрь

14.

Рынок: понятие, функции, виды. 

1

 

15.

Кругооборот доходов в рыночной экономике.

1

 

16.

Спрос и закон спроса.

1

Решение задач

17.

Факторы формирования спроса.

1

 

 

 

Ноябрь

18.

Ценовая эластичность спроса.

1

Решение задач

19.

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

1

 

20.

Предложение и закон предложения.

1

 

21.

Факторы формирования предложения.

1

 

22.

Эластичность предложения по цене.

1

Решение задач

23-24.

Рыночное равновесие.

2

Графический диктант

25.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Тест

 III.            Поведение потребителя.

3

 

Декабрь

26.

Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

1

 

27.

Кривые безразличия.

1

 

28.

Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

1

 

 IV.            Фирма. Производство и  издержки.

7

 

 

29.

Современная фирма: понятие, цели деятельности.

2

 

30.

Продукт фирмы.

1

 

31.

Закон убывающей эффективности.

1

 

32-34.

Бухгалтерские и экономические издержки.

3

Решение задач

Январь

35.

Какой размер фирмы считать оптимальным (эффект масштаба производства).

2

 

36.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Тест

    V.            Бизнес.

12

 

 

37.

Предпринимательство: понятие, виды, роль в экономике.

1

 

38.

Предприниматель.

1

 

39-40.

Организационно-правовые формы предприятий.

2

Понятийный диктант

Февраль

41.

Деловая игра «Акционерное общество».

1

 

42.

Менеджмент и менеджер.

1

 

43.

Организация как функция менеджмента.

1

 

44.

Планирование как функция менеджмента. Бизнес-план.

1

Бизнес-план (групповой проект)

45.

Мотивация как функция менеджмента.

1

 

46.

Маркетинг: понятие, эволюция, элементы.

1

 

47.

Реклама.

1

План продвижения товара  (групповой проект)

48.

Урок-экскурсия на предприятия города Камень-на-Оби.

1

Отчет (описание предприятия по плану)

VI.  Деньги и банковская система

4

 

Март

49.

Деньги: понятие, свойства, функции.

1

 

50.

Формы денег.

1

Понятийный диктант по темам 49-50

51.

Банки: понятие, функции, операции.

1

 

52.

Банковская система.

1

Тест по темам 49-52

VII.          Рынки факторов производства и распределения доходов.

4

 

Март

53.

Рынок труда и заработная плата.

1

 

54.

Рынок земли и земельная рента.

1

 

Апрель

55.

Капитал и процент.

1

Решение задач

56.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Понятийный диктант

VIII.       Конкуренция и рыночные структуры

8

 

 

57.

Типы рыночных структур.

1

 

58.

Совершенная конкуренция.

1

 

59.

Монополистическая конкуренция.

1

 

60.

Олигополия.

1

 

61-62

Монополия.

2

Деловая игра

Май

62.

Монопсония.

1

 

63.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Понятийный диктант

                           64-65. Повторение

2

 

 

66.

Итоговая контрольная работа.

1

Тест

67-68

Резерв.

2

 

 

 

Всего

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик 10 класса должен

Знать/Понимать

·                 смысл основных теоретических положений экономической науки;

·                основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка;

Уметь

·                приводить примеры:  видов рынка, типов экономических систем, видов денег;

·                 описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы; банковскую систему;

·                объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса, закон предложения;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;

·                сравнивать (различать):  спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры,  организационно-правовые формы предприятий;

·               вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  экономические и бухгалтерские затраты и прибыль,  смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд;

·                применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                исполнения типичных экономических ролей;

·                решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

·                совершенствования собственной познавательной деятельности;

·                оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

·                осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

 

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

 Поскольку Экономика является составной частью образовательной области «Обществознание» для оценки ЗУН обучающихся применяются критерии и нормы,  соответствующие обществознанию (при оценке устных ответов, письменных работ, эссе).

 

Контроль уровня обучения

Текущий контроль уровня обучения осуществляется  на основе выполнения десятиклассниками письменных  и устных видов заданий, выполняемых как аудиторно, так и самостоятельно в виде домашнего задания. Не менее 25% учебного времени в соответствии с  примерной программой отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

·         работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

·         критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

·         решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

·         освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

·         применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

·         аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

·         написание творческих работ по экономическим вопросам.

  

  Основными организационными формами диагностики и  контроля с учетом специфики содержания курса являются:

·         словарная работа;

·         понятийный (терминологический) диктант;

·         анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов;

·         практикумы, решение экономических задач;

·         публичные выступления;

·         тесты;

    По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

1.      Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень / Под ред. С.И. Иванова. – 12-е изд. и последующие – В 2-х книгах. Кн. 1,  – М.: Вита-Пресс, 2008-2010-320с.

2.      Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10- 11 классов общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2005.

  1. Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Практикум по основам экономической теории: Учеб. пособие для 10- 11 кл. общеобразов. учрежд. с углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2005.

Дополнительная литература для учителя:

1.      Акимов Д.В.Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для общеобразоват. учрежд. – М. Вита-пресс, 2008.- 320с.

2.      Баранов П.А. Обществознание: экспересс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика» - М.:АСТРЕЛЬ, 2009. – 158с.

3.      Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика:Учебн. Пособие для 10-11 кл. школ гуманитарного профиля. В 2-х кн. /Российский фонд правовых реформ. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004. – 288с.

4.      Липсиц И.В.. Экономика: Базовый курс: учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.

5.      ПрутченкоВ А.С., Райзберг Б. Г. Практическая экономика: методические разработки экономических практикумов и деловых игр. – М., 1993.

6.      Савицкая Е.В.«Уроки экономики в школе.  В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. - М: Вита-Пресс,1998. – 447с.

7.      Электронное издание. 1С школа. Экономика и право.9-11 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист регистрации  изменений, вносимых  в  рабочую учебную программу.

 

Номер изменений

Дата

Страницы

 с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание

откорректированных

разделов (тем)

Подпись